Информационные технологии уже в ближайшее время совершат революцию в быту простого жителя республики
Наличие компьютера с подключенным Интернетом и пластиковой банковской карты с некоторой суммой денег – такой нехитрый по нынешним временам набор уже позволяет рядовому жителю республики пользоваться множеством электронных услуг, и их спектр быстро расширяется.
Беготня по кассам отменяется
Одна из самых показательных цифр: только с начала года объем интерактивных и электронных услуг, оказываемых населению Татарстана, увеличился в три(!) раза. Напомню, что очень удобный для этих целей портал uslugi.tatarstan.ru был открыт в ходе реализации в республике программы «Электронное правительство».
Татарстанцы все более активны в использовании возможностей всемирной Сети. Так, чтобы получить какую-либо информацию в министерствах и ведомствах, уже не требуется, как раньше, посылать письменный запрос на бумажном носителе или являться туда лично – достаточно лишь зайти в интернет-приемную нужного министерства или на портал Правительства. И население уже активно пользуется этой возможностью. Только в мае жители республики сделали 554 тысячи подобных запросов.
Однако согласимся, что число людей, активно общающихся с госструктурами, в республике сравнительно невелико. Гораздо больше тех (да, по сути, все мы), кто, к примеру, производит оплату жилищно-коммунальных услуг. И вот для них-то Министерство связи приготовило главную хорошую новость – уже сегодня большинство таких услуг можно оплатить, не выстаивая порой немалые очереди, а просто перечислив со своего счета энную сумму через Интернет. Такой метод становится все более популярным – только в мае за услуги ЖКХ через Сеть было заплачено 1,4 млн. рублей. Такая возможность сегодня имеется у подавляющего большинства домохозяйств – у 93 процентов от их общего числа. Также можно оплатить счета за электроэнергию по показателям счетчика. Минусом пока можно считать невозможность оплаты тепла и газа, но, как заявил недавно заместитель вице-премьера – министр информатизации и связи республики Николай Никифоров, в ближайшее время станет доступна и эта услуга.
– Опасение, что для пожилых людей проводить электронные платежи за услуги будет очень сложно, несколько преувеличено, – говорит Николай Никифоров. – Ведь мы говорим о домохозяйстве, а в нем, как правило, кроме старшего поколения, есть дети и внуки, которые или живут вместе с пожилыми, или часто посещают их. Поэтому, думаю, в большинстве случаев таких проблем не возникнет, – уверен министр.
Заплати штрафы и спи спокойно
Всем известно, какой проблемой для многих жителей республики является уплата штрафов за нарушение правил дорожного движения. Зачастую до того, чтобы идти в отделение банка, заполнять квитанцию, вносить наличные деньги, у автовладельца попросту не доходят руки. И стопка неоплаченных квитанций продолжает расти, а потом они и вовсе нередко теряются. Однако часть «наиболее продвинутых» автолюбителей уже смекнула, что можно пользоваться современными технологиями и намного облегчить себе жизнь, – например, в мае более 20 процентов всех штрафов в республике было оплачено через Сеть. И эта цифра неуклонно растет.
Для жителей Казани существует еще целый спектр услуг – в виртуальном режиме они могут поставить и снять с учета в автоинспекции транспортное средство, перерегистрировать его, оформить заявку на получение дубликатов регистрационных знаков, замену водительского удостоверения.
Кроме того, рассчитаться с долгами по штрафам сегодня можно не только нарушителям правил дорожного движения, но и тем, кто получил административное взыскание от Управления Роспотребнадзора. Теперь можно погасить задолженность с помощью Сети и по исполнительному производству, возбужденному службой судебных приставов, узнать о наличии долгов по налогам и заплатить их.
Вскоре отомрет и многолетняя традиция подачи заявлений о бракосочетании в том виде, к которому мы привыкли – с торжественным походом в загс. Молодые пары предпочитают уже сегодня это делать, сидя у мониторов. Например, в апреле свое желание зарегистрировать брак выразили виртуально три четверти всех молодоженов республики.
Кроме того, у жителей появилась возможность с помощью Сети без препон и проволочек ставить своего ребенка в очередь на место в детском саду, оплачивать пошлины на получение загранпаспорта, регистрацию брака, проводить другие расчеты.
Количество неизбежно перейдет в качество
Однако не стоит отчаиваться и тем, кто не имеет компьютеров и возможности выхода в Интернет. Для них в ближайшее время в каждом райцентре республики будет установлено по одному, как минимум, инфомату, с помощью которого можно выполнить все необходимые операции. Как сообщили в пресс-службе Министерства информатизации и связи, эти аппараты уже работают в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Елабуге и некоторых других городах и районах. В июле они появятся и на всех станциях Казанского метро.
Таким образом, сами того не замечая, жители республики вступают в совершенно иную эпоху, когда отношения с различными ведомствами, обслуживающими структурами, органами власти и госуправления выстраиваются без очного контакта, посредством общения в Сети. Перемены эти настолько разительны и быстры, что, вполне возможно, уже через два-три года подавляющее большинство татарстанцев предпочтет новые технологии старым, привычным, но, увы, довольно неудобным по многим причинам. В сфере предоставления электронных услуг копится некая критическая масса, состоящая из целого ряда возможностей и удобств, которая де-факто уже сегодня предоставляется домохозяйствам. Эта критическая масса неизбежно перейдет из количества в качество – большинство людей осознает всю привлекательность нового подхода и предпочтет пользоваться такой формой коммуникаций. И сегодняшние темпы развития информационных технологий в республике позволяют говорить об этом с большой долей уверенности.