Проблемы этой отрасли в одиночку не решить,

Власти наконец-то поняли, что в реформе ЖКХ и доступном жилье нуждается прежде всего большая часть небогатого населения страны, а не обитатели благополучной московской Рублевки, где, как в Греции, все есть.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Власти наконец-то поняли, что в реформе ЖКХ и доступном жилье нуждается прежде всего большая часть небогатого населения страны, а не обитатели благополучной московской Рублевки, где, как в Греции, все есть. Хотя случись какая-нибудь сетевая авария, к примеру, на водоканале или в тепловом хозяйстве, то она подкосит всех независимо от толщины чьего-либо кошелька. И такое в последнее время случается все чаще, поскольку инженерные коммуникации давно обветшали и продолжают стремительно стареть. И если в мире на один километр сетей приходится в среднем 0,3 аварии в год, в России – две. В Татарстане данный показатель равен 0,8, и износ сетей нам удалось хотя бы приостановить. Но сие не означает, что на этом можно успокоиться…


В январе в Казани планируется провести заседание Государственного Совета при Президенте РФ с участием первых руководителей России и субъектов федерации, ведущих специализированных предприятий и институтов страны, которые рассмотрят, каким образом органы власти на местах решают проблемы реформирования ЖКХ и строительства доступного жилья, причем с учетом интересов малодоходных групп населения. Сейчас рабочая группа Госсовета РФ, председателем которой по поручению Владимира Путина стал Президент Минтимер Шаймиев, активно готовится к предстоящему мероприятию, изучая опыт регионов и вырабатывая соответствующие предложения.


– Отдельно взятый субъект федерации не сможет в одиночку решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства и доступного жилья, – считает секретарь рабочей группы – министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Хуснуллин. – Нужно мыслить в глобальном масштабе. И для того чтобы обеспечить успех дела, необходимо объединить усилия государства, населения и бизнеса. Сейчас уже ясно, что при формировании идеологии преобразований в сфере ЖКХ изначально были переоценены саморегулирующие возможности рыночных механизмов и недостаточно учтены особенности монополизированного рынка услуг. На обсуждение Госсовета России предлагается вынести многие вопросы, связанные со всем этим.


К вопросу о доступности жилья

Как сообщил Марат Хуснуллин на недавней пресс-конференции, в России удельная обеспеченность населения квадратными метрами устойчиво увеличивается. Однако это связано не столько с растущими объемами ввода жилья, сколько с сокращением численности россиян в последние годы почти на 2,5 процента и миграцией из слаборазвитых районов в более благополучные. Сегодня 61 процент семей не удовлетворен своими жилищными условиями. Труднее всего приходится малодоходным гражданам. К данной категории населения, объективно нуждающейся в государственной поддержке, рабочая группа Госсовета РФ предлагает отнести семьи, которым для приобретения типовой квартиры требуется затратить доход, заработанный ими за более чем шестилетний период.


В настоящее время в стране возник такой дисбаланс – спрос на жилье превышает предложение. Да и приобрести его по нынешним высоким ценам могут лишь довольно обеспеченные люди. Ипотека с существующими несовершенными схемами кредитования не спасает, значит, государство должно позаботиться об их оптимизации – именно для малообеспеченных граждан (отрегулировать срок кредитования, размер процентной ставки и так далее).


На неуклонный рост стоимости квадратного метра влияют многие факторы, к примеру, дороговизна стройматериалов, нежелание муниципальных властей задешево предоставлять земельные участки под жилищное строительство и прокладывать инженерные коммуникации. Чтобы застройщик все же смог снабдить стройплощадки коммунальной инфраструктурой и при этом не взвинчивал цену за “квадрат”, предлагается ввести систему среднесрочного кредитования под залог земли, а также схему льготного кредитования за подключение к коммунальным сетям.


Интересен опыт Казахстана, Франции и Скандинавских стран, успешно решающих проблемы обеспечения жильем малоимущих граждан. Там проводятся конкурсы среди застройщиков, которым предлагаются земельные участки с готовой инфраструктурой, но ставятся жесткие условия по ограничению продажной стоимости квартир.


Собственника нужно “лепить” сообща

В общем, государство намерено создать по возможности приемлемые условия для того, чтобы малодоходные граждане с его помощью, но все же за собственный счет смогли улучшить свои жилищные условия. О бесплатных “квадратах” можно забыть. На современном этапе они сохранились разве что в исключительных случаях, а большей частью – в негритянских гетто Америки, лишенных нормальных жилищно-коммунальных услуг.


Однако своеобразные “гетто” есть и в России, где официально зарегистрировано 95 млн. квадратных метров ветхого и аварийного жилья, что сегодня составляет 3,2 процента от всего жилищного фонда страны. Однако дома-“пенсионеры” в 20 раз быстрее “записываются” в дома-“долгожители” по сравнению со скоростью их сноса. Эта проблема актуальна даже для Татарстана, в котором за девять лет (с 1996 по 2004 год) реализации республиканской программы ликвидации ветхого жилья, ставшей образцом для всех субъектов федерации, свыше пятидесяти тысяч семей переселились из трущоб в благоустроенные квартиры. Чтобы покончить с этим злом, нужно резко увеличить ввод нового жилья и почти половину из него направлять на компенсацию сносимых трущоб.


Помимо “ветхого” вопроса на поверхности лежит и другой, не менее актуальный – о ликвидации недоремонта. И здесь Государственному Совету во главе с Президентом Владимиром Путиным предстоит крепко подумать, на чьи плечи ляжет финансирование капитального ремонта жилых домов, к которым руки мастеровых не прикасались десятилетиями. Возложить эту обязанность на население, приватизировавшее свое жилье, – полный абсурд, поскольку такие объекты в течение длительного периода своей “биографии” находились в собственности государства. Но и отстранить нынешних собственников помещений от решения данной проблемы тоже было бы неправильно, так как они получили свои квартиры в исключительное пользование на безвозмездной основе.


От того, какие решения высокое собрание вынесет по этим вопросам, зависит выполнение одной из главных задач реформирования ЖКХ – создание товариществ собственников жилья. По статистике, в мировом масштабе в среднем 30 процентов жилищного фонда принадлежит государству, остальной долей жилья должно управлять население. Но как стимулировать россиян взять на себя такую нагрузку?..

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще