Научившиеся побеждать

В Мордовию мы ехали по первому снегу.

Автор статьи: Вячеслав ЗАГИТОВ

В Мордовию мы ехали по первому снегу. По-зимнему быстро опустилась ночь, и большую часть пути за окном автомобиля было темно. Населенные пункты оказались вдали от дороги, оставалось только читать придорожные указатели, изредка мелькавшие в свете фар. Вот проехали речку со странным названием Аморда, потом пересекли Татарский овраг. Осталось всего пятнадцать километров до столицы республики – города Саранска. А вокруг на 26 тысячах квадратных километров мордовских просторов в пятидесяти с лишним населенных пунктах живут около пятидесяти тысяч татар, для которых эта земля является родиной. О них мы расскажем сегодня в очередной публикации рубрики “Татарский мир”.


“Сар” – болотистое место

Наше знакомство с республикой началось с ее столицы. Ночной Саранск – зрелище, радующее глаз. Говорят, когда-то одноименную гостиницу, в которой мы разместились, совсем недавно иначе как “клоповником” не обзывали. Трудно поверить. Сегодня это респектабельное здание с уютными, чистыми номерами. Красиво подсвечены и Дом правительства, находящийся рядом, исторические здания. Немного удивило обилие сверкающих казино и игровых клубов, от которых мы уже у себя как-то и поотвыкли. А так – чисто, спокойно, нарядно.


Собственно, сам Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства и был основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью.


Первоначально город назывался несколько иначе – Саранеск. Мы обратили внимание, что карта Мордовии изобилует названиями с одинаковой основой “сар”: Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и многие другие. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией регионов. В финском, карельском, эстонском и в других финно-угорских языках оно и сейчас употребляется для обозначения болотистых мест.


Поселение действительно возникло на берегу, окруженном большими сарами – болотами. За более чем трехвековую историю оно было свидетелем многих событий. В XIX веке опустошительные пожары трижды уничтожали почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался. В конце XIX века через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Это оживило экономическую и политическую жизнь края. Из захолустного уездного поселения Саранск превратился в крупный промышленный город.


Пять процентов – это совсем не мало

Последняя перепись 2002 года обозначила этнический расклад в Мордовии: 61 процент населения составляют русские, 32 – мордва, татар – более 5 процентов.


– Наши татары – люди с активной жизненной позицией, работающие во благо республики, – заметил в разговоре с нами глава Мордовии Николай Меркушкин. – Среди них много ярких личностей. Именно мордовская земля дала татарской культуре писателей Хади Такташа, Шарифа Камала, историка Магомета Сафаргалиева, спортсмена Шамиля Тарпищева и других. Мы гордимся Героями Советского Союза Алимкаем Абдершиным, Асымом Баляевым, Фатыхом Чураковым.


Должен заметить, что у нас особое, теплое отношение к Татарстану. Я с огромным уважением отношусь к Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, считаю его своим учителем, человеком, который не только поддерживал и помогал мне своими советами, но и имел отношение к событиям, реально повлиявшим на мою судьбу. Именно благодаря Президенту Татарстана в нашей столице появилось одно из красивейших зданий. Старейшая школа Саранска (теперь это гимназия № 12) была в аварийном состоянии. Из-за ветхости пришлось в середине учебного года даже закрыть школу. Проект новой был, но не было денег на его осуществление. А тут в Саранск съехались участники “Большой Волги” на заседание совета этой ассоциации. Уже после заседания в моем кабинете состоялась рабочая встреча с Путиным, который был в ту пору Председателем Правительства России, и Шаймиевым. Проект школы Владимиру Владимировичу понравился, но его стоимость… И тут к моей просьбе присоединился Минтимер Шарипович: “Владимир Владимирович, надо бы помочь главе республики. Ведь Меркушкину досталось такое тяжелое наследство, а новое строительство покажет, что республика встала на путь возрождения…” Вопрос был решен. И теперь гимназия – одно из лучших архитектурных сооружений Мордовии.


В республике действуют две организации, объединяющие наших соплеменников. Это мордовская республиканская общественная организация “Общество татарской культуры “Якташлар” и Республиканская национально-культурная автономия татар (РНКАТ), при которой работает совет старейшин. При этом трудно отделить одно объединение от другого. И там, и тут практически один и тот же круг активистов, чему не приходится удивляться. Дело в том, что “Якташлар” существует с 1991 года. Тогда его оргкомитет составили члены Мордовского отделения Татарского общественного центра из Саранска и общества имени Шарифа Камала из города Рузаевка.


Новое общество, которое сыграло роль объединяющего фактора, стремительно набирало обороты. Именно его создание дало новый импульс развитию татарской культуры в регионе, сохранению языка, культуры.


Мало того, “Якташлар” изначально заявило о своих претензиях на роль просветительского объединения, призванного не просто объединить людей татарской национальности, а возродить самосознание нации. И существенную роль в этом сыграла “Татарская газета”, которую начали здесь выпускать. Газета издавалась до последних лет. До сих пор существует ее интернет-версия.


“Родина моя – мишарские края”

Здешние татары – это мишари. Да еще какие! Считается, что именно Мордовия, восток Рязанской, юг Нижегородской, север Пензенской и Ульяновской областей являются территорией формирования мишарей как самостоятельной этнической общности.


Окончательно она сложилась в рамках Темниковского княжества. Вот точка зрения на историю своего народа мордовского мишарина Ирека Биккинина, журналиста, историка, человека острого ума и энциклопедических знаний.


– По отношению к татарам Мордовии, являющихся мишарями, нельзя применять слово “диаспора”, так как мишари – народность, сложившаяся независимо от казанских татар в XI-XV вв. в Темниковской Мещёре. Мы являемся коренным народом Мордовии и поскольку как народ сложились именно на этой территории, являемся автохтонным населением. Мишари, живущие на других территориях – в Татарстане, Башкортостане, во всем Поволжье, Сибири, – являются потомками переселенцев из Темниковской Мещёры.


По мнению многих ученых, предки мишарей – тюркоязычные печенеги, половцы, буртасы, маджары, а также финно-угроязычные древние мадьяры, начали заселять эти земли не позже седьмого века. Некоторые ученые относят этот процесс ко второму веку нашей эры. К территории, где сложился мишарский этнос, имели отношение последовательно Тюркский и Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда (улус Мукши), Большая Орда, Темниковское княжество, Русское государство.


К середине прошлого тысячелетия центр притяжения остатков мишарей был перенесен в лесистые и защищенные от нападения с юга места – Темников, Кадом, Ермишь, Сарыклыч, Мещерский Городок (Касимов). Темниковское княжество получило полную самостоятельность.


Потомство темниковских мурз, христиане и мусульмане, насчитывает в настоящее время многих тысяч представителей среди татарского, русского и других народов. Наиболее известные фамилии – Акчурины, Енгалычевы, Еникеевы, Кудашевы, Кулунчаковы, Тенишевы и другие.


Время пассионариев

Есть такая древняя мордовская легенда о сотворении человека. Когда Бог ходил по Земле, где-то существовал некий чудесный пенек, напоминавший человека, но не имевший ни рук, ни ног, ни глаз. Так и стоял он тридцать лет, пока Бог не обратил на него внимания. Творец попросил у пня воды, но тот ответил, что не может дать напиться – ведь он не умеет ходить и у него нет рук. Тогда Бог велел ему встать. Тут пенек зашевелился, у него выросли руки и ноги, он протер глаза – и те стали видеть.


Сказка, как говорится, – ложь… Но рассказали мне ее мои мордовские коллеги, имея в виду рост самосознания не только моих соплеменников, но и себя. Ведь и мокша, и эрзя, и уж тем более крошечная народность шокша, тоже стояли у самой грани исчезновения. Могли бы просто “не проснуться”, а то и вовсе раствориться в иной национальной среде.


Такая участь могла бы постичь и татар, если бы не те активные личности, которые составляют славу нации и своей родины. Это настоящие пассионарии, люди, которые не только сами состоялись как профессионалы, но и смогли стать лидерами, примером для подражания.


Бесспорно, “главным” татарином Мордовии можно назвать Шамиля Бикмаева. Именно его как своего советника и члена Общественной палаты РМ представил нам в первую очередь глава республики Николай Меркушкин.


Шамиль Закариевич – личность уникальная. Нужно сказать прямо: все, что делается сегодня здесь для татар, делается авторитетом этого человека. Вот уже десять лет Бикмаев возглавляет общество “Якташлар”. Одновременно он и глава совета старейшин РНКАТ. Бизнесмен, политик, общественный деятель, меценат – все это о нем. Мальчишка из многодетной крестьянской семьи татарского села Аксеново одолел нелегкий путь. Не побоялся уехать в далекую Казань, чтобы получить специальность инженера-механика. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. Работает генеральным директором ЗАО “Монтажсервис”, основатель торгового дома “Татарстан”. У Шамиля Закариевича много званий. Он первый заслуженный предприниматель РМ. Здешний Союз журналистов присудил ему звание “Меценат-2000”, а в нынешнем году Бикмаев стал “Меценатом столетия” и получил российский “Золотой орден мецената”. Он покупает и дарит картины музеям, вручает именные стипендии, премии, спонсирует культурно-социальные проекты, издает книги. Именно по его инициативе впервые в Мордовии был издан сборник стихов Хади Такташа “Возвращение на родину”, а в декабре 2000 года с подачи Бикмаева и при его финансировании в республике прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения этого поэта.


Интересна и другая весьма колоритная личность из среды мордовских татар. Это Ирек Биккинин, уроженец села Татарская Тавля, основатель и редактор “Татарской газеты”. Он автор многочисленных статей по истории и культуре мишарей Мордовии, много пишет о проблемах ислама, является составителем и издателем первого сборника фольклора “Рэхмэт, эни”, книги “Духовное наследие татар-мишарей”. Кстати, именно Ирек Дамирович первым запустил во Всемирную паутину татарскую газету. Еще нужно добавить, что, кроме родного языка и русского, он в совершенстве владеет английским и испанским.


Есть татары и во властных структурах республики, правда их не много.


Рафаил Аширов, родившийся в знаменитом селе Белозерье, – министр здравоохранения. Он доктор медицинских наук, профессор кафедры общей гигиены и организации здравоохранения медицинского факультета Мордовского госуниверситета, член-корреспондент Международной академии информатизации. В активе у Рафаила Закиевича – полсотни научных работ, четыре монографии, высшая квалификационная категория по специальности “Социальная гигиена и организация здравоохранения”.


На виду еще один наш соплеменник, которому хотелось бы выразить отдельную благодарность за организацию встречи с главой республики. Это руководитель информационно-аналитического управления администрации главы РМ, кандидат философских наук Назиф Еналеев. А вот два татарина Рафик Салихов и Шамиль Салимов заставили забыть о поговорке “Там, где кончаются дороги, начинается Мордовия”. Директор государственного предприятия “Мордовавтодор” и руководитель дорожно-строительной фирмы “Босал” приложили много сил для того, чтобы здешние дороги были надежными и долговечными.


Немало ярких личностей вышло из Мордовии и успешно работает в других российских регионах. Это звезда отечественного тенниса Шамиль Тарпищев, родившийся в селе Татарские Юнки. Украинский миллионер Ринат Ахметов родом из деревни Сургодь. Выдающийся астрофизик Рашит Сюняев корнями из села Латышовка. В Рузаевке родилась известная в Татарстане Аделя Конюшева.


Список можно продолжать очень долго. Много мордовских мишарей осело за рубежом. К примеру, имамом китайского города Харбин был Инотулла Салихметов из Татарских Юнок, а в японском годе Кобэ ту же должность занимал его односельчанин Хусаин Кильки. В прошлом году в Стамбуле я познакомилась с профессором Надиром Девлетом, деканом исторического факультета университета Йедитепе, отец которого Ибрагим Девлет-Кильдеев родился в тех же Татарских Юнках. Оттуда же родом широко известный татарскому миру экс-президент Всемирной лиги татар Али Акиш, который был шеф-редактором радио “Азатлык”. В Америке живет бывшая “Мисс Харбин”, известная деятельница Шамсия Апакай.


Мордовских мишарей так много раскидано по всему миру, что вряд ли стоит удивляться тому, что их всего пять процентов на родной земле. Повод для удивления у нас был другой. Это торговый дом “Татарстан”.


Торговать, помогать, возрождать

Не скрою – впервые за несколько лет поездок по маршрутам рубрики “Татарский мир” нам довелось увидеть идеальный вариант того, каким хотелось бы видеть торговые дома, которые созданы не только для того, чтобы продвигать продукцию татарстанских предприятий в регионы России, но и помогать татарским общинам в их деятельности. Примеры удачной работы имеются. Это димитровградское, ульяновское и несколько других предприятий. А вот в Астрахани, к примеру, ушлые ребятки решили организовать такой дом, не только минуя местную общину татар, но и просто игнорируя ее существование. В Чите представителей татарской диаспоры и на порог такого “Татарстана” не пускали. Примеров таких немало. Совсем другое дело в Саранске.


Уже седьмой год работает торговый дом в столице Мордовии. Он весьма популярен среди горожан. Низкие цены и богатый ассортимент – лучшая реклама. Спросом пользуются изделия “Мелиты”, “Спартака”, “Хитона”, “Востока” и других наших производителей.


– Любое предприятие торговли должно быть рентабельным, – замечает основатель торгового дома “Татарстан” Шамиль Бикмаев. – Нужно торговать, получать прибыль. Но для нас это – не самоцель. Во главу угла ставили культурно-просветительскую деятельность. Да, мы должны иметь прибыль. Но эти деньги нужно направлять и на развитие татарской общины. Нужно было найти золотую середину между коммерческим интересом и духовной миссией.


Именно сюда приходят татары в трудную минуту. Попросить финансовую поддержку, пережить трудные минуты. Приходят не только за деньгами, но и за советом, простым человеческим участием.


Исполнительный директор торгового дома Иркем Альмяшева подвела нас к одному из отделов этого комплекса. Здесь большой выбор мусульманской атрибутики, книг, календарей, национальных головных уборов. Но зачастую, отмечает она, сюда приходят для того, чтобы просто пообщаться, узнать новости, унести с собой свежий номер газеты “Юлдаш”, которая начала выходить в Мордовии при поддержке главы республики Николая Меркушкина.


– Сегодня мы входим в реестр официальных изданий, – подчеркивает редактор газеты, известный журналист Альмира Габунова. – Надеемся, что газета послужит духовному объединению всех татар республики независимо от их социального положения и политических предпочтений. На наш взгляд, издание должно стать одним из инструментов духовного возрождения нации, помочь сохранить нашу культуру. Газета выходит на двух языках. С одной стороны, важно, чтобы татары имели возможность читать на родном языке документы, законы, которые принимаются органами власти, произведения татарских поэтов, писателей, журналистов, а с другой – не менее важно, чтобы и люди иных национальностей могли ее читать и находить в ней что-то интересное для себя.


Результаты есть. Вот и председатель национально-культурной автономии Анвер Надиев отмечает, что в последние годы можно с уверенностью говорить о том, что возросло самосознание мордовских татар, уважение к своей нации, желание больше знать о своих корнях и истоках, вырос и интерес к своей истории.


– Несомненно, велика в нашей деятельности роль Всемирного конгресса татар, – добавляет Анвер Сафиуллович. – Мы получаем из Казани книги, журналы, аудио- и видеокассеты, многое другое. Наш знаменитый ансамбль “Умырзая” из Лямбирского района получил в дар от ВКТ полный комплект концертных костюмов и обуви. Помогает конгресс при поступлении наших ребят в вузы Казани. А в 2003 году о татарах Мордовии был снят фильм, его показали по каналу ТНВ. Мы знаем, что наши начинания будут иметь поддержку председателя исполкома ВКТ Рината Закирова.


Огромной духовной поддержкой для нас стал и приезд Президента Минтимера Шаймиева в Саранск, где он встретился с представителями общественности и посетил торговый дом “Татарстан”. К слову сказать, не без наших усилий в Татарстане появилась Региональная национально-культурная автономия мордовского народа. Только помогая друг другу, поддерживая друг друга, можно вести речь об уважении к другим нациям и научиться достигать цели в таких сложных вопросах, как вопросы духовного возрождения.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще