Общественный форум “Фромм и Фуко: пересечение параллельных прямых?” прошел под эгидой ассоциации психологов республики и носил междисциплинарный характер. В нем приняли участие философы, психологи, медики, социологи, творческая интеллигенция, профессура. Они считают: настало время для решения психологических проблем.
Декан факультета психологии Казанского государственного университета профессор Леонид Попов определил главный вектор: “Фундаментальная психология не в силах предвосхитить формирование новых потребностей, поэтому психологи должны сделать шаг от поиска в области интеллектики в сторону практики. Надо внедряться в реальную жизнь. Человек-то стал “нехороший” – прагматичный, развитый интеллектуально, но неочеловеченный”.
– Насколько наше общество больно, где основные болевые точки? – спрашиваю у профессора Михаила Щелкунова, декана факультета философии КГУ.
– Да наше общество действительно больно. Частично по общечеловеческим, частично по чисто российским причинам. Корни болезни общеизвестны. Заглавные из них в нашем контексте – это невиданное самоотчуждение человека от самого себя. Проявления болезни очевидны: культурная деградация, моральный релятивизм и нигилизм, и эта абсурдная ситуация, когда в центре внимания уроды – нравственные, социологические, интеллектуальные, психологические. А люди нормальные просто оттесняются на обочину общественного внимания.
– Я читала о том, что плохо укладывается в голове: сейчас из ста идущих нам навстречу людей только пять-шесть человек генетически полноценны. Как вы это можете прокомментировать?
– Врачи Всемирной организации здравоохранения фиксируют утяжеление генетического бремени человечества. Если взять общечеловеческий геном на сегодня и посмотреть, какова доля в нем гнилых, больных, “нехороших” генов, она представляет из себя значительную величину. Со всей ответственностью могу привести цифру: в развитых странах до шести процентов младенцев рождаются с физическими и психическими уродствами. Каждый пятнадцатый младенец. Чтоб вы оценили чудовищность этих цифр, замечу: сто лет назад, тоже по достоверным сведениям, этот показатель был в две с половиной тысячи раз меньше.
– Причины столь стремительной деградации?
– Причины общеизвестны. Они уходят в экологию, в нарушение баланса среды человеческого существования. Но в не меньшей степени нас беспокоит деградация нравственная, моральная, культурная, эстетическая. Нормами становятся невиданная брутальность, в художественном отношении пошлость, воспевание давно преодоленных форм отношения к миру, жизни, обществу. А все, что призывает человека вверх, остается на периферии общественного внимания.
– Культурный релятивизм – концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев. Релятивисты вправе оспорить вашу точку зрения с этих позиций…
– Было бы хорошо, если бы новая культура сохранила человека. Но у многих из нас, философов, психологов, есть подозрение, что это будет последняя стадия трансформации человека в постчеловека – образ высокоинтеллектуального существа на искусственной основе. Мы находимся в драматическом положении. Общество, СМИ говорят: ребята, незачем волноваться, все идет как надо. Пусть идет, как идет, как это шло и тысячи лет назад. Но мы говорим: оно, конечно, пойдет как пойдет, философы и психологи не могут переменить жизнь. И все-таки со своей колокольни мы будем упираться и сражаться изо всех сил, чтобы человек исчезал хотя бы не так быстро, как он исчез бы без нашего участия.
– Мы – это кто?
– Гуманитарии, интеллектуалы, философы, в конце концов. Они воюют.
– Какой плацдарм?
– Для философии – а это та отрасль знания, которую я представляю – университетская трибуна, философия как дисциплина в высших учебных заведениях, наши выпускники, философы и религиоведы, это наши публикации, наше философское общество – самая крупная общественная организация России – шесть тысяч членов, наши съезды, конференции. Наше участие в таких вот междисциплинарных встречах.
– Ваше философское общество привлекается крупными политиками, руководителями в качестве советника, когда нужно решать какие-то сложные социальные вопросы?
– Вы задали болезненный вопрос. К сожалению, ситуация такая, что хотя философия институционально ничего не потеряла, все атрибуты общественной силы есть, но последние годы в политическом отношении общество, государство остается почти глухим к рекомендациям, да не только философов. Кое-как подвижки есть – политолог Сергей Марков представляет интересы философского общества в Общественной палате России, но в целом это ситуацию не меняет.
* * *
Форум поставил многие проблемы, в том числе – кто живет в нормальном мире? Безумец или человек, зажатый в рамки современной культуры? Разум давно расставил сети для всего детского, творческого, что есть в человеке. Мир разума и безумия развиваются параллельно, то и дело пересекаясь.
Процессы глобализации мира и индивидуализации человека – тоже две параллельные прямые, по которым, как по рельсам, катится человечество. Куда?.. В будущее. Думается, оно все-таки зависит от нас, и мы способны сделать его лучше.
Представители интеллектуальных сил республики встретились на форуме не только для критики современного мира, а чтобы в реальных условиях выработать рецепты, способы действия, для сохранения в человеке человека. Их сознание обогатилось новыми представлениями, и, вернувшись с форума, они по-новому будут работать на кафедре, в интернате, приюте, в чиновничьем кресле, лаборатории, больнице.