Подводные камни на пути электронной школы
В 2010-11 учебном году все педагоги республики получили ноутбуки, а все школы Татарстана теперь подключены к проекту «Электронное образование».
Что это дало? У педагогов появилась возможность выставлять оценки в электронный журнал, родители могут просматривать этот журнал с рабочего или домашнего компьютера, а могут даже сделать смс-запрос, чтобы оценки чада приходили им на мобильный телефон. Учителя получили доступ к многочисленным цифровым образовательным ресурсам, могут общаться в сети с коллегами, организовывать виртуальные факультативы… Одним словом, компьютер открывает перед школой невиданные доселе возможности. Но и, как выяснилось, добавляет педагогам головной боли.
«Я всегда мечтала стать учителем и работать с детьми, – написала в письме в редакцию сельский педагог из Аксубаевского района (фамилию не называем, дабы не создавать учителю дополнительных проблем). – Раньше, помимо уроков, мы проводили много внеклассных мероприятий, находили время для каждого ребенка. Сейчас жизнь идет вперед, в школу прочно вошел компьютер. И теперь педагоги должны часами просиживать за этой машиной, вести столько документации, что работать с детьми времени просто не остается».
Можно было бы сказать, что некоторым сельским учителям просто сложно приспособиться к техническим новинкам. Но это было бы не совсем правдой, ведь и многие казанские педагоги признавались: людям среднего и особенно старшего поколения, коих в нашей школе немало, освоить ноутбук тоже бывает не так-то просто.
Но дело не только в технической безграмотности. Даже те учителя, кто неплохо владеет компьютером на уровне пользователя, испытывают определенные трудности в новых реалиях.
– У меня нагрузка – тридцать восемь часов в неделю, – говорит казанский педагог Гузель Халфиева. – Веду девятые и одиннадцатые классы, которые надо готовить к ЕГЭ, работаю в две смены. Мне бы в бумажный журнал успеть оценки поставить, а я должна их еще и продублировать в электронном… А мне, честно сказать, ноутбук даже открыть некогда.
Но открывать надо – выходы учителей в электронное образовательное пространство фиксируются органами управления образования. Отчеты о том, насколько активно используются ноутбуки в школах, идут главам муниципалитетов. Правда, пояснила нам начальник отдела развития информационных технологий Министерства образования и науки Надежда Сулимова, речь вовсе не идет о жестком контроле, влекущем какие-то штрафные санкции.
– Это просто мониторинг, по итогам которого мы должны понять, какие изменения нужно вносить в проект, как доработать электронный журнал, чтобы он стал всем удобен, – говорит Надежда Алексеевна.
Но учителям-то – что контроль, что мониторинг, им родная администрация за нерегулярное заполнение электронного журнала регулярно высказывает неудовольствие.
У администрации – свои резоны. Как признался в частной беседе один из школьных директоров, «мы, конечно, знаем, что штрафных санкций, если не все ежедневно пользуются ноутбуками, нет, но нам ведь регулярно присылают из роно информацию – какие школы активно участвуют в «Электронном образовании», а какие отстают. И если ты в отстающих – это заставляет нервничать».
Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать появление в штате образовательных учреждений должности системного администратора или даже отдела, в обязанности которого входила бы работа с электронным документооборотом и другими интернет-проектами. Такое предложение прозвучало на проходившей нынешней весной в Казани конференции творчески работающих педагогов республики, в резолюции которой еще раз было указано, что «с введением «Электронной школы» учителя оформляют учебную документацию дважды – на бумажном и электронном носителях, это отнимает очень много времени, не оставляя его на творчество». Участники конференции рассуждают справедливо: с техникой, каковой в школе сейчас огромное количество, должны бы все-таки работать профессионалы, а не сами педагоги, осваивающие ее «методом тыка»…
Но с должностью сисадмина в школе тоже не все просто. Как рассказала директор еще одной казанской школы, ставка для инженера по вычислительной технике у них в учреждении – 4600 рублей. Сами понимаете, уважающий себя компьютерщик за такие деньги работать не будет. В идеале нужна бы должность заместителя директора по техническим вопросам, но подобное в штатном расписании не предусмотрено. Конечно, управляться с оборудованием школам помогают специалисты республиканского Центра информационных технологий (ЦИТ), но ведь бывает так, что техническую проблему нужно решить срочно, а специалиста пока дождешься… Да и не факт, что он решит все проблемы – доводилось слышать и про то, как даже всемогущий ЦИТ не сразу разобрался в «глюках» новой учебной техники.
Кстати, с исполнительным директором ЦИТ РТ Татьяной Камалетдиновой однажды довелось беседовать о проблеме «учитель – компьютер». Она пояснила: сегодня владение информационно-коммуникативными технологиями для педагога – требование федерального стандарта. К тому же умный учитель не может не понимать, что без компьютера ему будет трудно находить общий язык с современными учениками. А проблемы, которые возникают у педагогов с вхождением в электронное образовательное пространство, – они больше психологического характера.
С этими доводами трудно не согласиться. Конечно, компьютер по большому счету – это благо для учителя. Он открывает доступ к самой разнообразной информации, дает широчайшие возможности для повышения квалификации, позволяет нестандартно проводить уроки, способен облегчить труд (если, конечно, реально заменить бумажную документацию электронной, а не дублировать ее), помогает находить общий язык с детьми, которые сложную технику осваивают раньше, чем начинают читать. Да и вообще – ну куда в современном мире без умной техники? Неумение пользоваться компьютером скоро вообще станет признаком профнепригодности – и не только у педагогов.
– Но пока идет этап освоения техники, нагрузки у педагога значительно прибавляется, а если что-то не получается – добавляется психологический дискомфорт, поэтому, думается, не стоит чрезмерно форсировать вхождение школы в электронное пространство, – считает психолог, доцент курса клинической психологии Казанского медуниверситета Юрий Калмыков. – Требования к педагогам в этом вопросе нужно дифференцировать по возрасту. И, конечно, если, вместо того чтобы уменьшить учителю количество бумаг, его просто заставляют вести двойную отчетность, – это будет однозначно вызывать негативную реакцию.
Впрочем, говорят, в ближайшем будущем электронные дневники в российских школах будут признаны официальным документом, и учителям уже не нужно будет вести параллельно и бумажные. Но это не решит всех проблем, встающих перед педагогом в связи с появлением в школе новой техники. И об этих проблемах надо помнить тем, кто продвигает в жизнь «Электронную школу». Вручение учителям ноутбуков – это только самое начало большого пути, и нельзя ожидать от этой (безусловно, благой) акции немедленного эффекта. Иначе как бы не получилось так, что вместе с водой выплеснут и ребенка. В том письме, с которого мы начали свой рассказ, педагог с двадцатишестилетним стажем пишет: «Видимо, придется уходить из школы, потому что компьютер – это не мое, я люблю живых людей, а не машины». Хочется думать, что написано это было сгоряча, под влиянием минутного порыва. Потому что учителя, который искренне любит детей, потерять нельзя. Это ведь не ноутбук – в магазине не купишь.