Сколько сегодня инвалидов в России, не знает никто. Лишь в конце февраля этого года Госдума поручила Комитету по труду и социальной политике выяснить, сколько в стране числится инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
Зато в Татарстане количество инвалидов известно: сегодня – более восьми процентов от общего числа населения республики. Согласитесь, цифра немалая. Но мы не замечаем, что людей с ограниченными возможностями очень много, потому что архитектура наших поселений, дороги, транспорт не приспособлены для их передвижения.
На состоявшемся недавно в агенстве “Татмедиа” “круглом столе” говорилось об интеграции инвалидов, людей с ограниченными физическими возможностями в общество.
Рифат Ганибаев, депутат Госсовета РТ, председатель Республиканской организации Всероссийского общества инвалидов, вернулся из Москвы с четвертого съезда Всероссийского общества инвалидов. Он рассказал журналистам о его итогах и основных проблемах, волнующих людей с ограниченными возможностями:
– Как-то российская делегация, двадцать человек разной степени инвалидности, уезжала в США из московского аэропорта Шереметьево. Нам не предложили ни одной коляски, а вы представляете, какой громадный это аэропорт… А в аэропорту имени Кеннеди мы покинули самолет, даже не спускаясь с трапа, – был предоставлен специальный технический рукав. Внизу ожидали двадцать человек с колясками.
И еще один момент. Такое впечатление, что, приехав в США, попадаешь в страну инвалидов. Они живут полнокровной жизнью, не стесняясь “показываться в обществе”.
Рифат Шагитович рассказал и о своей поездке в Дюссельдорф, где проходила выставка средств технической реабилитации инвалидов:
– Зашла одна семья. Мне стало интересно, почему молодая пара с ребенком, явно не отягощенная проблемами инвалидности, пришла на такую специфическую выставку. Они пояснили, что да, у них нет проблем, но они хотят знать, как смогут облегчить себе жизнь, если что-то случится.
Эта логика меня поразила. Оказалось, немецкое общество пристально следит за всеми новациями, которые происходят в жизни инвалидов. Германский парламент, например, принял решение о закупке автобусов для общественного транспорта на 30 процентов дороже ради того, чтобы инвалидам было удобно на них ездить: платформа автобусов опускается, чтобы с остановки инвалид мог без труда войти в салон.
На вопрос о том, что делает местная организация инвалидов для решения этой проблемы у нас, Ганибаев сказал:
– Добиваемся, чтобы городской транспорт постепенно переходил на оснащение специальными устройствами в соответствии с международными стандартами и с нашим законом о социальной защите инвалидов. Чтобы менялась инфраструктура вокруг него.
Шесть специальных автобусов вскоре должны появиться на улицах Казани. Татарстанские власти повернулись к проблеме лицом – это итог совместной работы общественных организаций и государственных органов.
Общество инвалидов Татарстана приступает также к показу на телевидении фильмов о проблемах инвалидов. Депутат считает: эти проблемы будут успешнее решаться, если средства массовой информации донесут их до остального населения, до законодательной и исполнительной власти:
– Мы ходим рядом с инвалидами, не представляя, какой глубины и остроты проблемы существуют в их жизни. Десять фильмов – об этом: художественные, полнометражные и короткие, документальные.
На четвертом съезде Всероссийского общества инвалидов, сказал Ганибаев, рассматривались те же вопросы, что и на прежних:
– Прошедшие пять лет – непростой период для нашей организации, для каждого инвалида. 122-й закон о монетизации льгот внес негативные изменения в жизнь инвалидов. Съезд поставил задачу – добиваться улучшения на законодательном поле. В частности, принятия в льготном порядке госзаказа для предприятий, где трудятся инвалиды. Были подняты вопросы доступности зданий, транспорта. Никогда раньше так остро не вставал вопрос обеспечения техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, лекарственными препаратами.
В прошлом году Госсовет РТ принял законодательную инициативу, чтобы вернуть инвалидам обеспечение автотранспортом – ведь с принятием
122-го закона эта форма госпомощи ушла из перечня необходимых технических средств реабилитации.
В мае наш Госсовет, сказал Ганибаев, принял закон о преференциях при предоставлении госзаказа для предприятий, где трудятся инвалиды, а также о квотировании рабочих мест. На каждом предприятии, в соответствии с международными нормами, должны работать инвалиды. Такой процесс идет на уровне мирового сообщества. Подготовлен проект конвенции по правам инвалидов, и ООН в ближайшее время должна рассмотреть вопрос о ее принятии. Если конвенция будет принята, в жизни общества и инвалидов наступит новый период, считает Ганибаев. Сейчас действуют стандартные правила об обеспечении равных возможностей, которые носят рекомендательный характер. После принятия же конвенции ее нормы станут обязательными.