Все начиналось с 1812 года…

Глядя на эти оловянные фигурки, расставленные на стеклянных полках, просто невозможно не повторить вслед за датским сказочником Андерсеном: “Они были очень красивы: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный с синим.

Глядя на эти оловянные фигурки, расставленные на стеклянных полках, просто невозможно не повторить вслед за датским сказочником Андерсеном: “Они были очень красивы: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный с синим. Чудо что за солдатики!” Однако в коллекции управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ Айрата Шафигуллина – не только солдатики. Она объединяет военные персонажи разных званий, родов войск и даже эпох. И все они – тоже чудо как хороши! Все же немного грустно оттого, что ни одному из них не суждено познакомиться с красавицей – танцовщицей в юбочке из тонкого батиста, с голубым шарфом на плече и блестящей брошкой на груди… Несмотря на это, многочисленная оловянная армия казанского коллекционера не перестает быть менее интересной.


Ох, не думал, не гадал Айрат Шафигуллин, что миниатюрный сувенир, подаренный ему Сергеем Когогиным, в ту пору работавшим главой администрации Зеленодольского района, всерьез затянет его в увлекательнейший мир коллекционирования. Это была махонькая оловянная копия французского конника 1812 года, изготовленная Дмитрием Ямщиковым, с которым известный своим вниманием к молодым талантам Сергей Анатольевич и познакомил тогда Айрата Радиновича.


Вот так с легкой руки Когогина прибавилось заказов у молодого художника. И начал формировать свою “оловянную сборную” Шафигуллин.


Сегодня свое коллекционное дело он ведет с размахом настоящего профи. Неплохо ориентируется в вопросах истории войн, разбирается в специфических характеристиках разных видов оружия, воинских доспехов…


И для него не составляет труда познакомить с любым из экспонатов своей выставки:


– На этой полке – витязи Средневековья. Вот это рыцарь ХV века. Конь и всадник облачены в железные доспехи, которые в дальнейшем потеряли значение, так как с развитием огнестрельного оружия пули стали пробивать латы. А вот эти рыцари вооружены штыками (байонетами) – очень тонкая работа художника. И какая историческая точность! Кстати, появление штыков в ХVII веке позволило стрелкам использовать ружья и как холодное оружие. Полая внутри рукоять штыка насаживалась на дуло ружья, предоставляя возможность штыкового рукопашного боя.


В центре экспозиции выступают в полном вооружении миниатюры оловянного литья. Неподалеку от витязей древнего Киева – фигурки казака-пластуна, русского воина в тегиляе – стеганой защитной одежде…


В многочисленной и разнородной по принадлежности к той или иной исторической эпохе армии казанского коллекционера представлены и воины преторианской гвардии (Древнего Рима), легендарные французские мушкетеры, офицеры английской армии, американской…


Каждая копия установлена на специальной гипсовой подставке. Это ноу-хау принадлежит самому коллекционеру. В самом деле, если бы все ратники находились на одной плоскости, тесно жались друг к другу, терялась бы их индивидуальность и явно пострадал бы визуальный эффект от всей экспозиции.


– А вот русская армия времен Отечественной войны 1812 года, – продолжает знакомить со своим ополчением Айрат Радинович. – Она считалась одной из лучших в мире. Ведь эта армия прошла суровую школу военного искусства под руководством Петра I, Румянцева, Суворова…


И я узнаю о том, что русская армия делилась по роду войск на пехоту, кавалерию и артиллерию. Пехота была основной боевой силой и делилась на линейную и легкую. Задача линейной, или тяжелой, пехоты заключалась в том, чтобы сражаться в сомкнутом строю огнем и штыковым ударом. Легкая пехота действовала в рассыпном строю ружейным огнем. Пехота была вооружена гладкоствольными кремневыми ружьями с дальностью стрельбы в 300 шагов, винтовальными егерскими ружьями, которые били на 1000 шагов, и пистолетами, стрелявшими на 25-30 шагов.


…Слушаю своего “экскурсовода-военачальника” и представляю: вот оживут вдруг все эти персонажи-невелички и тут же, на полках, разыграется бой времен Отечественной войны 1812 года. Двинется на французов русская кавалерия – кирасиры и драгуны, уланы и гусары …


Кстати, в войсках шафигуллинской “армии” много всадников. Такие художественные изделия, несомненно, – из разряда повышенной сложности. Мастеру приходится корпеть не только над фигурой, доспехами, оружием самого воина, например над копьем, которое в несколько раз тоньше спички, но и над лошадью, ее снаряжением для сражений или боевых турниров. В процессе работы автор настолько увлекается своими героями, что не всегда придерживается исторической точности. Тем не менее, по мнению Шафигуллина, такие произведения не теряют уникальности:


– Например, по богатой одежде татарского всадника видно, что это очень состоятельный человек. Но обратите внимание: художник использовал слишком много разных деталей. К седлу привязана тушка, видимо, недавно подстреленного зайца. Тут есть и фляга, и другие предметы. А ведь представители высших сословий и ханы всегда ездили налегке, чтобы лошадь быстрее шла. В лучшем случае при них были лук и стрелы. И все-таки художника нельзя обвинять в недостоверности… Вглядитесь, насколько усердно выведена каждая деталь, как старательно раскрашены лошадиная попона, латы седока, его одежда.


Еще пример. Всех татарских воинов художник посадил на арабских скакунов. Однако лошади арабской породы были только у высших сановников, у остальных – более простые, но выносливые в бою.


Уместно сказать, что Айрат Радинович очень интересуется историей Казанского ханства. В его “оловянном музее” есть даже десять казанских ханов. Улуг-Мухаммед, Шах-Али, Сафа-Гирей и другие древние правители Казани разместились на верхних полках того же шкафа, на нижних стеллажах которого – игрушки четырехлетнего Шафигуллина-младшего. Отец и сын четко уяснили для себя: брать, а тем более ломать игрушки другого – это очень плохо.


Между прочим, обладатель занимательной коллекции осведомлен и о свойствах олова, из которого изготовлена его армия. Этот мягкий и податливый металл может быть и коварным. Из-за “оловянной чумы” в 1912 году в Антарктиде погибла экспедиция Роберта Скотта. Путешественники не учли, что олово, которым были запаяны жестянки с керосином, при сильном охлаждении рассыпается в порошок. Не выдержав полярной стужи, оловянная пайка распалась, и весь запас керосина вытек из банок, лишив людей возможности приготовить пищу и согреться.


Оловянная коллекция Айрата Радиновича настолько велика, что часть ее он перебазировал в рабочий кабинет. Сначала очень беспокоился за сохранность одной из самых хрупких фигур – германского ландскнехта XV века. Но теперь вызывает тревогу судьба копии конного французского егеря с копьем в руках. Каждое утро, придя на работу, хозяин кабинета находит ее на полке лежащей. Он ставит экспонат “на ноги”, подправляет слегка согнувшееся копье или другую деталь… На происходящее недоуменно разводят руками и секретарь, и уборщица: “Может, по ночам тут война идет?”


Собирание оловянных воинов – занятие, оказывается, не просто распространенное в мире, но развивается еще и как некий вид спорта. Это Шафигуллин узнал, когда по служебным делам поехал в белокаменную. Решил наведаться к своему московскому коллеге, которого застал за странным занятием – починкой сломанных оловянных солдатиков и офицеров.


– Есть любители, собирающие целые оловянные войска, чтобы воевать ими, – просвещает казанский коллекционер. – Это как игра в шахматы. Двигаются фигуры, отряды войск, кого-то ранят, убивают, захватывают в плен…


Сражения происходят на разных площадях. Бывает, что солидные люди на 50 квадратных метрах, прямо на полу, выставляют войска друг против друга и разыгрывают сражения. Как и в любой другой игре, здесь есть свои правила. Например, конница имеет право делать три шага, войска могут заходить на территорию противника с тыла и с фланга… Исход военных действий решают баллы, потери военачальников. Важная деталь – играющие коллекционеры в бой бросают не какой-нибудь ширпотреб, а исключительно художественные изделия.


Что касается самого Айрата Радиновича, ему не известны ни военные потери, ни трофеи. Его армия не испытала поражений. Но все-таки ее “главнокомандующему” Шафигуллину хотелось бы встретиться на арене боевых действий с коллегой по интересу из Казани. Он признается:


– Скучновато как-то быть единственным…


Зульфира ТУГАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще