Уклонение от службы в армии призывников старшей возрастной группы становится одной из самых насущных проблем начавшейся очередной призывной кампании. Такой факт констатировал заместитель председателя Республиканской призывной комиссии первый вице-премьер РТ Равиль Муратов на недавнем ее заседании.
Нынешний призыв, который начался первого октября, сам по себе нестандартный. Во-первых, потому что в последний раз он проводится сроком на два года. С будущего сезона призыв в рамках проводимой реформы российских Вооруженных Сил будет осуществляться на полтора, а с 2008-го – на один год. Военные в этой связи с опасением прогнозируют более высокое, чем обычно, количество уклоняющихся от службы в армии в ходе текущей кампании. Логика здесь простая: призванным в разное время – и нынешней осенью, и предстоящей весной – уволиться в запас предстоит в один и тот же срок – в конце 2008 года. А раз так, рассуждают некоторые проныры из числа призывников, зачем терять в казармах лишние полгода, вставая под ружье текущей осенью? Лучше немедля от призыва “откосить”, выиграв тем самым полгода жизни на гражданке.
Соблазн в самом деле велик. И работники военкоматов отлично это осознают, а поэтому массовый уклон попытаются упредить всеми доступными способами.
Вторая особенность предстоящего призыва состоит в том, что проводить его придется в “полевых” условиях так называемой оптимизации, то есть сокращения числа военкоматов. Летом в Татарстане уже были объединены десять комиссариатов – Приволжского и Вахитовского, Кировского и Московского, Ново-Савиновского и Авиастроительного районов Казани, микрорайона Восточных и Центральных префектур Набережных Челнов и микрорайона Западных префектур автограда и Тукаевского района. До конца года объединиться предстоит военкоматам еще двенадцати сельских районов – Апастовского и Кайбицкого, Сабинского и Тюлячинского, Арского и Атнинского, Сармановского и Муслюмовского, Чистопольского и Новошешминского, Бавлинского и Ютазинского районов. При организации текущего призыва это налагает на их работников двойную нагрузку и ответственность.
По словам военкома республики Сергея Погодина, нынче Татарстан должен поставить под ружье 3,5 тысячи человек. Любопытно отметить при этом, что квота республики в общем совокупном задании Минобороны РФ по числу призывников во время осеннего призыва постепенно снижается. Год назад она составляла 4,2 тысячи человек, два года – 4,9 тысячи. Впрочем, служебная нагрузка на сотрудников военкоматов Татарстана вовсе не становится меньше. Так, только нынешней осенью вызову на призывные комиссии для осмотра подлежат как никогда много – 32,5 тысячи человек. Все это молодые люди призывного возраста.
При этом комиссиям предстоит сократить до минимума план призыва в тех районах (в основном сельских), где нет злостных уклонистов. И, наоборот, в правоохранительных органах усилили меры воздействия на уклонистов в районах “недисциплинированных”, вернее в городах, в первую очередь в Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске, Чистополе и особенно в Казани и Набережных Челнах. Частично это касается также Высокогорского и Рыбнослободского районов.
Снижение объема призыва, как утверждают эксперты, связано с тем, что набор в Вооруженные Силы перестал быть неразрешимой проблемой по стране в целом. К тому же в призывной возраст вошло поколение, появившееся в период перестройки – во время последнего демографического бума в нашей стране. И если раньше, в начале девяностых годов, выполнить наряд Минобороны было нелегко в связи с большим числом уклонистов, то в настоящее время здесь наведен жесткий порядок. Уже в ходе прошлого осеннего призыва задание командования оказалось заметно меньше призывных возможностей республики.
В результате случилось небывалое – некоторые призывники, вызванные на сборные пункты, получили внеочередную полугодовую отсрочку. В этом сезоне тенденция сохраняется. Поэтому одним из последних решений Республиканской призывной комиссии стало проведение избирательного призыва. На практике это означает, что более чем наполовину призывной наряд Минобороны республика намерена нынче выполнить за счет уклонистов из группы старших возрастов – после 20-25 лет, то есть самых настоящих “дедов”.
А вот еще не окрепших морально молодых людей младшего призывного возраста – 1986-1988 годов рождения, а также сельских учителей, молодых людей призывного возраста из сельских многодетных семей призывная комиссия в этом году решила не трогать. Этим категориям лиц предоставлена возможность устроиться на работу и отточить трудовую квалификацию. Равиль Муратов особо подчеркнул, что такой “бонус” необходимо предоставить в первую очередь ребятам, окончившим профессиональные училища и получившим рабочие специальности. Глядишь, через два-три года настанет и их черед пойти в армию, но это уже будут вполне определившиеся люди, с багажом жизненного опыта.
– Необходимо, чтобы все понимали: пока списки старших возрастов исчерпаны не будут, к юношам младшего возраста мы не вернемся, – заявил Равиль Муратов. – Нельзя обеспечивать призыв только за счет села и малообеспеченных семей, как это происходило до сих пор.
Таким образом, в ближайшие годы молодежь 1987-88 годов рождения будет служить в армии только по собственному желанию. Для справки: в весенний призыв в Татарстане о своем желании призваться в ряды Вооруженных Сил заявил 851 человек. Всем им исполнилось восемнадцать-девятнадцать лет. Это почти каждый четвертый призывник.
Призывников старшего возраста в Татарстане сегодня более чем достаточно – около 15,5 тысячи. По ряду причин им не довелось попасть в армию по достижении восемнадцати лет – по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, из-за учебы в высших учебных заведениях. Теперь сроки действия отсрочек истекли, а право воспользоваться новыми отсутствует. Как и прежде, в число уклонистов не входят студенты вузов, аспиранты, кандидаты наук, молодые люди, имеющие погашенную или снятую судимость. Напомним, что по российскому законодательству верхние рамки призывного возраста ограничены двадцатью семью годами. До этого времени призывник старшей группы вполне способен исполнить конституционный долг, применив полученную на гражданке специальность на военной службе. Известно ведь, сколь болезненна проблема низкой интеллектуальной подготовки основного контингента призывающихся в настоящее время.
– Пока большинство военкоматов республики оказалось не готово к новым принципам призыва, – сообщил Р.Муратов. – Находить и привлекать к службе в армии 20-27-летних людей гораздо сложнее, чем отправлять на службу восемнадцатилетних ребят.
От внимания первого вице-премьера не ушел и тот факт, что перед нынешним призывом многие призывные комиссии республики предоставили значительно заниженные данные по возможностям призыва граждан старших возрастов. Особенно в этом плане “отличились” районы Казани. И потому, хоть в столице нет общегородского военного комиссариата, призыв эдесь остро нуждается в едином контролирующем органе. Как выяснилось, при исполнительном комитете Казани до сих пор даже не создана общегородская призывная комиссия, как это полагается сделать в каждом муниципальном образовании. В связи с этим Равиль Муратов потребовал от военкома Сергея Погодина назначить одного из заместителей главного военкома республики ответственным за призыв в Казани и провести проверку списков призывников старших возрастов.
В эти дни в Татарстане начинается специальная операция правоохранительных органов “Легенда” по розыску уклоняющихся призывников старших возрастов (1979-1986 годов рождения). В течение кампании на призывные пункты должны явиться около 12 тысяч человек данной категории. Однако и “в бегах” числится немало – почти 3,5 тысячи. Как видно, это ровно столько, сколько обычно призывается во время всей осенней кампании. Анализ ситуации свидетельствует: эти три с половиной тысячи человек и есть злостные уклонисты, давно утратившие право на отсрочку от службы в армии и с началом каждой очередной кампании по привычке залегающие на дно. Их розыском по специальным “черным” спискам будут заняты в ходе текущей призывной кампании сотрудники милиции совместно с представителями прокуратуры.
Что же касается “дедов” новой формации, Равиль Муратов обещал лично проверить условия их службы. Для этого он распорядился командировать несколько членов призывной комиссии по военным частям, в которые обычно направляются наши земляки-срочники. Первый вице-премьер сообщил, что сам покажет пример, отправившись до конца года в командировку в одно из воинских подразделений. С собой он обещал взять родителей рядовых, врачей, работников Татвоенкомата, представителей общественности.
Заранее заботиться о судьбе ребят, отправляющихся на службу, должны и главы районов и городов, заявил Равиль Муратов. А для этого им необходимо договариваться с военными комиссариатами об отправке призывников в части, с которыми есть установившиеся отношения и где уже служат молодые люди из того же города или района.
– Если в часть приедет группа ребят из одного района или города, если здесь знают, что за их судьбой будут пристально наблюдать, то и отношение к солдатам будет совсем другое, – заключил первый вице-премьер.