Валентине Суровой уже под восемьдесят, а ее активной жизненной позиции как бы и не убывает. Она и в совете ветеранов войны и труда Комсомольского района Набережных Челнов, и перед учащейся молодежью выступает с беседами, и краеведением занимается. Ее невысокую, стройную фигурку часто можно увидеть на вечере поэзии в центральной городской библиотеке и на концерте в новом органном зале. Вот и первого сентября ее пригласили провести первый урок у десятиклассников средней школы №3, которым она рассказала об истории Набережных Челнов.
Среди многочисленных наград Валентины Григорьевны, наряду с орденом Трудового Красного Знамени за педагогический труд, почетным знаком строителя КамАЗа, есть и не совсем обычная. Это диплом мастера художественного слова за второе место в посвященном поэзии Габдуллы Тукая городском конкурсе чтецов-декламаторов, состоявшемся в апреле нынешнего года. А разве не удивительна медаль за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, увенчавшая посильный трудовой вклад в дело Победы девочки-подростка?
Трудиться на земле она начала с раннего детства, ведь родилась в челнинской глубинке – в деревне Ильинка, в семье потомственных крестьян Григория и Пелагеи Кузьминых. Да и вся “география” ее молодости деревенская: сначала жила в селе Бетьки, куда переехала семья и откуда отец ушел на фронт и погиб. Замуж вышла в Суровке, где работала учительницей начальных классов. Потом были села Ново-Троицкое, Ильбухтино, а в Набережные Челны переехала вслед за мужем в период великих строек – Нижнекамской ГЭС и КамАЗа. В автограде почти четверть века она преподавала в школах №1 и №10 в пятых – одиннадцатых классах историю и обществоведение.
Ее переезды, как правило, совпадали с этапами учебы: она окончила Елабужское педучилище, Елабужский учительский институт и Казанский педагогический институт. Недаром, заполняя как-то анкету, Валентина Григорьевна против пункта “черты характера” написала: “Независимость, жажда знаний”. Поработала учителем, завучем, исполняющей обязанности директора школы, воспитателем в детском доме. Неизменным оставалось одно: работа с детьми.
…С интересом знакомлюсь со страничками ее воспоминаний о детстве и юности военных лет, написанных специально для выступлений на встречах со школьниками. Вот она вспоминает, как на семейном совете решалась ее судьба после окончания в 1941 году семилетки в селе Бетьки. Главой семейства после ухода на фронт отца осталась мать. Старшей сестре Любе пришлось бросить школу и устроиться на работу. На руках у матери, кроме Валентины, были еще пятилетняя Аня, двухлетний Ваня и их старенькая бабушка. Пелагея Андреевна еще раз окинула взглядом свою тринадцатилетнюю дочку, худенькую, небольшого росточка, и раздумчиво сказала: “Какой из тебя работник, Валюшка? Хоть ты учись дальше!”
Зимой Валя училась, а весной, летом и осенью – в поле и на огороде. Земля, жатва, урожай – для нее эти слова были наполнены глубоким смыслом. Вот маленький отрывок из рукописи Валентины Григорьевны: “Во время уборки урожая мать брала нас с братом в поле жать рожь серпом. Бригадир каждое утро давал задание: сжать ржи по десять соток каждому. Целый день работаешь, а вечером посмотришь – снопы в “бабках” стоят по линейке рядами, как солдаты в дозоре. “Бабка” делалась так: восемь-десять снопов увязывались колосьями вверх, а сверху на них нахлобучивался большой сноп колосьями вниз для укрытия от дождя и ветра. Между рядами оставлялось такое расстояние, чтобы можно было проехать на телеге и собрать снопы для скирдования или отвезти их на молотилку.
Бывало, день жнешь, а ночью скирдуешь. На скирд вставали взрослые, а мы, подростки, подносили снопы или подвозили их на подводе, если выделяли лошадь… Это сегодня в поле комбайны жнут, молотят и веют. А в войну на уборку урожая поднимался стар и млад. Днем все работают в поле, вечером бригадир наряжает молодежь на ток: кого молотить (тогда мы подбрасывали снопы к барабану молотилки), а кого – веять рожь или пшеницу (тогда надо было целую ночь ручку веялки крутить). Устаешь так, что в минуты передышки сразу засыпаешь. Но вот бригадир кричит: “Подъем!” И снова откуда-то берутся силы”.
В одном только мудрая мать Вали ошиблась: учеба в педучилище оказалась не менее трудной, чем работа в поле. С юмором рассказывает Валентина Григорьевна, какой была дорога из села Бетьки в Елабугу и обратно.
“Постоянного перевоза через Каму на пароме или лодке не было. Подходишь гурьбой к реке и кричишь во все горло: “Лодку, лодку!” И ждешь, пока добрая душа не услышит. А потом десять километров через луга пешком в лаптях, в туфли переобуваешься уже у первых домов Елабуги. Из дома несли в общежитие по трехлитровой банке молока и ведру картошки, чтоб хватило на неделю до воскресенья. Хлеб получали по карточкам по четыреста граммов на душу в день. Пока идем из магазина до общежития, съедим. Вечером картошки “в мундире” наварим и едим с килькой, самой дешевой рыбой – “сто голов на рубль”. Утром бокал молока – и на уроки…
Зима 1941-1942 годов была очень суровой. Стены комнаты в общежитии покрывались куржаком. Чтобы спать было теплее, сдвигали две койки рядом, ложились поперек четыре девочки и поверх одеял накрывались еще матрацем…”
– Я из крестьян, – с гордостью говорит Валентина Григорьевна.
Как историк и краевед, она с большим знанием дела составила родословную своего крестьянского рода. В девичестве Кузьмина, в замужестве Сурова. Среди ее предков и родни тоже простые крестьянские фамилии: Баклановы, Монаховы, Ефимовы, Щербаковы. Много старинных имен: Матрена, Евдокия, Пелагея, Марфа… У молодого же поколения пошли имена новомодные: Инга, Валерия, Денис. Вплелась в генеалогическое древо старинного русского рода и татарская веточка. Младший сын Дмитрий женился на Рамзие. У старшего Алексея жена тоже татарочка со славянским именем Светлана.
– Оба моих сына женаты на мусульманках, – говорит Валентина Григорьевна, – и обеими невестками я довольна. Интернациональные семьи в Челнах не редкость!
Крестьянская дочь, интеллигентка в первом поколении, Валентина Григорьевна дала образование и своим детям. Дочь Галина окончила Казанский химико-технологический институт, сын Алексей – автомобильный техникум, Дмитрий – Камский политехнический институт. Избрали строительный факультет Камского политехнического института и внучки Аня и Женя.
…Земля до сих пор властна над ее душой. Вдоволь потрудившись на участке, Валентина Григорьевна возвращается с дачи с сумкой-тележкой, полной овощей, фруктов, зелени, чтобы поделиться ими со своими детьми, внуками и просто знакомыми.
Лариса ПОЛЯКОВА.