Малые автобусы – не для больших задач

Реформа транспортной инфраструктуры и оптимизация маршрутной сети позволят Казани выйти на европейский уровень обслуживания населения, считает мэр столицы республики Ильсур Метшин
– Ильсур Раисович, сейчас уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что такому интенсивно развивающемуся городу-миллионнику, как Казань, необходима новая маршрутная сеть.

Реформа транспортной инфраструктуры и оптимизация маршрутной сети позволят Казани выйти на европейский уровень обслуживания населения, считает мэр столицы республики Ильсур Метшин


– Ильсур Раисович, сейчас уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что такому интенсивно развивающемуся городу-миллионнику, как Казань, необходима новая маршрутная сеть. Но любое нововведение порождает недовольных. Что вы им можете ответить?


– Новая маршрутная сеть Казани, которую мы планируем ввести поэтапно в 2007 году, несомненно, нужна. Последние 7-8 лет рынок транспортных услуг в городе развивался достаточно стихийно. Но транспортное обслуживание населения – это один из краеугольных вопросов, такой же как водо- и теплоснабжение, канализация, связь, ведь это – главные артерии города. Сейчас мы подошли к такому моменту, когда уже нельзя наблюдать за этим процессом со стороны. Тем более что транспортное обеспечение, по федеральному законодательству, – одна из главных задач и прерогатива муниципалитета.


В свое время частные перевозки автобусами малой вместимости были решением транспортной проблемы, на сегодня – это головная боль для Казани. Никаких других задач, кроме как поставить столицу Татарстана по транcпортному обслуживанию в один ряд с лучшими российскими и европейскими городами, мы не ставим. И я уверен, мы эту задачу решим, нам она по плечу.


Что имеем на сегодняшний день? Наши муниципальные автотранспортные предприятия – все банкроты. Частные же перевозчики взяли на себя лишь те маршруты, где есть прибыль. Они не хотят обслуживать городские поселки, “спальные” районы, малонаселенные улицы.


В Казани за последние пять лет число автотранспорта увеличилось со 110 до 180 тысяч единиц. В результате – нередки пробки на дорогах. Сейчас на многих центральных улицах – Карла Маркса, Ленинской дамбе, других – проходит более сорока автобусных маршрутов. Причем, если помните,


они открывались так: захотел один частный перевозчик – заявился и пустил автобус, потом захотел другой, третий. В итоге автобусы гоняют наперегонки, создавая аварийные ситуации.


Сегодня из 264 участников рынка транспортных услуг только 15 имеют необходимую базу техобслуживания, ремонтные цеха, проводят медицинское освидетельствование водителей. Это крупные фирмы, объединившие ряд мелких, и они осуществляют 85 процентов всех перевозок.


Остальные же, мелкие, ставят свои автобусы во дворах, и, подвергая опасности жизнь пассажиров, выезжают на линии без прохождения технического и медицинского осмотра, что попросту незаконно. Достаточно сказать, что в 2005 году число ДТП с участием частных перевозчиков выросло на 34 процента по сравнению с предыдущим годом, а за январь-июнь нынешнего – уже на 18 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Рост ДТП идет постоянно, гибнут люди, увеличивается число пострадавших.


Мы не можем смотреть на это сложа руки. Повторяю, решение транспортного вопроса – в компетенции местных властей. И мы от своих полномочий не откажемся.


– Кто разрабатывал новую транспортную схему и в чем суть новой концепции?


– Мы поручили разработку новой маршрутной сети лучшему в России Санкт-Петербургскому Научно-исследовательскому проектному институту территориального развития и транспортной инфраструктуры, специалисты которого провели широкомасштабное исследование. Должен заметить, что мэрией Казани будет проделана огромная работа по развитию транспортного обслуживания населения: в 2007 году на улицах появятся новые комфортабельные автобусы большой вместимости, введена уникальная система оплаты. При этом средства городского бюджета были направлены лишь на разработку проекта (3 млн.рублей. – ИФ), остальные затраты – средства хозяйcтвующих субъектов и предпринимателей.


Возможно, новая транспортная схема сначала вызовет нарекания, но она будет дорабатываться и вводиться поэтапно. По нашему мнению, она позволит решить несколько задач.


Основное – это, безусловно, качественное обслуживание населения и равнодоступность транспортных услуг. На рынке в результате конкурсов останутся только те перевозчики – и муниципальные, и частные, которые будут четко выполнять требования: иметь необходимую материально-техническую базу, вовремя обновлять подвижной состав, обеспечивать выплату заработной платы работникам в полном размере. В настоящее же время официально декларируемая зарплата у перевозчиков – 3 тысячи рублей, а фактическая – от 15 до 20 тысяч. Таким образом, налицо – “конвертная” система оплаты труда, невыплата подоходного налога и прочие нарушения.


Автобусные маршруты станут продаваться на тендерах, которые пройдут в несколько этапов. При этом транспортные маршруты будут распределены в лотах так, чтобы каждый обслуживал и “прибыльные”, и “средние”, и социальные маршруты, а не так, чтобы благодаря “мохнатой руке” кому-то досталось все лучшее, а кому-то пришлось собирать пятаки с пенсионеров. Все будет по справедливости. Сам конкурс будет проходить максимально открыто, с приглашением представителей прокуратуры, профсоюза перевозчиков, СМИ, чтобы все видели, что это – чистый конкурс.


Большинство перевозчиков понимают, что на рынке транспортных услуг нужны прозрачность и следование четким правилам игры. Те 15 крупных компаний, о которых шла речь выше, целиком поддержали муниципалитет, у них к нам никаких вопросов нет. Вопросы задают и пытаются выставить себя мучениками как раз те, кто грубо нарушает все правила перевозок.


– Как изменится автобусный парк?


– Мы планируем, что оптимальное количество автобусов для нашего города – это 1,4 тысячи, из которых только 300 будут малой вместимости. При этом, по расчетам специалистов, число пассажиров, которых автопарк способен единовременно вместить, за счет больших автобусов только увеличится примерно на 13 процентов, и составит уже не 100 тысяч, а более 120 тысяч человек.


Теперь о том, как будем вводить новую схему. С начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных – чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости.


Мэрия планирует приобрести автобусы производства ОАО “НефАЗ”, входящего в группу компаний “КамАЗ”. Кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут по лизингу. Главное условие при этом – экологически чистый двигатель Евро-3 и низкопольность автобусов.


Мы ставим перед перевозчиками конкретную задачу – не повышать для населения стоимость проезда. По расчетам экономистов как мэрии, так и автотранспортных предприятий, новая транспортная схема позволит перевозчикам не только вносить лизинговые платежи и платить достойную зарплату сотрудникам, но и вовремя обновлять подвижной состав.


– Как в новую транспортную схему вписывается метрополитен?


– Согласно проекту, в некоторых местах остановки наземного транспорта будут “привязаны” к станциям метро, но лишь по мере введения их в эксплуатацию. Планируется, что уже в 2008 году к существующим пяти станциям прибавятся еще две – “Проспект Победы” и “Козья слобода”, метро пройдет под Казанкой и свяжет ее правый и левый берега. Вот тогда появятся новые возможности, и пассажиропоток будет совершенно другим.


– Расскажите, пожалуйста, о новой системе оплаты за проезд.


– Ближе к лету 2007 года мы собираемся запустить уникальный проект – “Автоматизированную систему оплаты проезда на городском пассажирском транспорте” (АСОП ГТП) и ввести в обиход электронную карту платежа. Наш генеральный партнер в этом проекте – банк “Ак барс”, который инвестирует 10-11 млн. евро. Можно сказать, что в достижении договоренностей по реализации этого проекта мы уже вышли на финишную прямую.


Карта будет единой для всех видов транспорта – трамвая, троллейбуса, автобуса, метро – и многофункциональной: сюда же можно будет вводить и начисление пенсий, и медицинскую страховку, и оплату коммунальных платежей. То есть через карту казанцу будет предоставлен целый пакет услуг, что очень удобно.


Для считывания информации на всех видах транспорта установят 2 тысячи валидаторов (стационарные устройства считывания. – ИФ) и у кондукторов появятся ридеры (переносные считывающие устройства. – ИФ), будет выпущено около 400 тысяч электронных транспортных смарт-карт. Мы опробуем электронную систему в период, когда многие горожане c детьми уедут на дачи, закончится учебный год и разъедутся студенты, чтобы население постепенно привыкало к новшествам.


С введением АСОП будет осуществляться зонирование оплаты проезда на транспорте. Стоимость будет зависеть от того, сколько вы проехали остановок и сколько зон в городе пересекли. Мы не придумываем ничего нового. Люди не должны платить одинаково за разное расстояние: кто-то ездит две остановки, кто-то – десять.


АСОП позволит нам четче выявить и действительное количество провозимых льготников, и то, какой вид транспорта больше востребован населением в том или ином районе. Все эти сведения будут поступать и анализироваться ежедневно. Кроме того, электронная карта позволит упорядочить налогообложение в транспортной сфере, когда ни частник, ни муниципальное предприятие не смогут скрыть реальное число перевезенных пассажиров, то есть налоги будут выплачиваться в полном размере.


– Власти города пошли на такой шаг, как общественное обсуждение новой транспортной схемы. Что это дало?


– То, что мы советуемся с горожанами, – совершенно нормально, ведь это делается именно для них. Мы провели уже несколько встреч с транспортниками, главами районов, работниками крупных предприятий, ведем прием замечаний и пожеланий от горожан по телефону “горячей линии”. На сегодняшний день поступило около 4 тысяч звонков. Конечно, значительная часть обращений – это просто просьбы разъяснить, как куда можно будет доехать. Но поступило и несколько толковых предложений по усовершенствованию схемы, которые обязательно будут рассмотрены и учтены.


Я очень благодарен казанцам за то, что они приняли активное, конструктивное участие в обсуждении нашего проекта. Пассажирские перевозки будут находиться под пристальным контролем мэрии, схема будет неоднократно отлаживаться, но население, для которого и проводится столь громадная работа, полагаю, должно отнестись к этому с пониманием. Думаю, уже в начале нового года казанцы оценят наши усилия, когда вместо езды в битком набитой “Газели” им будет предложено проехать в комфортабельном автобусе. Причем за те же деньги.


“Интерфакс-Поволжье”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще