Работа с обращениями граждан – одно из приоритетных направлений деятельности государственной и муниципальной власти
Статистика констатирует: число обращений граждан во властные структуры разного уровня в республике год от года растет. Причем формы их разные – письменные, по каналам электронной связи, по записи на личный прием к руководителям…
В Послании Президента Рустама Минниханова Государственному Совету на 2011 год говорится, что большое количество обращений по вопросам, где центром ответственности являются муниципальные образования, означает, что на местах решаются далеко не все возникающие проблемы. Глава республики поручил руководителям органов власти всех уровней самым серьезным образом пересмотреть формы своей работы с населением.
КАЖДЫЙ ПИШЕТ, КАК ОН ДЫШИТ
Высокогорский район, граничащий с Казанью, не зря называют легкими татарстанской столицы: леса, луга и пашни составляют около 90 процентов его площади. Воздух здесь «чист и свеж, как поцелуй ребенка».
Но если судить по числу обращений высокогорцев в местные властные структуры (14 тысяч за прошлый год), живется здесь людям не так легко, как дышится.
Увеличилось, например, на 60 процентов в прошлом году по сравнению с годом предыдущим и число обращений высокогорцев в Государственный Совет. Поэтому депутаты Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению на прошлой неделе провели выездное заседание в Высокогорском районе. Председатель комитета Валентина Липужина пояснила:
– Мы приняли решение до заседания изучить на месте работу с обращениями высокогорцев, для чего была создана комиссия под руководством заместителя председателя комитета, лидера парламентской фракции КПРФ Хафиза Миргалимова. Свои выводы комиссия сделала.
Выводы вкратце таковы: работа с обращениями граждан в Высокогорском районе соответствует требованиям Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В Совете и исполкоме района, во всех 29 сельских поселениях действуют административные регламенты: людей принимают каждый вторник с 14 до 18 часов и сверх того – в любое удобное для них время.
Традиционно проводятся выездные приемы граждан руководителями и специалистами. Все проблемы, просьбы и критические замечания берутся под контроль и направляются исполнителям для принятия мер. При необходимости для этого создаются рабочие группы, привлекаются члены специальной комиссии по рассмотрению конфликтных, спорных вопросов.
Недостатки в работе с обращениями граждан, по мнению депутатов, есть, но они незначительны. Остается констатировать: система работы с обращениями граждан здесь выстроена.
По мнению Валентины Липужиной, большое количество обращений – результат в том числе и возросшего доверия к властям разных уровней: люди увидели, что перемены к лучшему начали происходить, особенно с приходом нового главы района Рустама Калимуллина…
ВЛАСТЬ БЕЗ ДЕНЕГ – НЕ ВЛАСТЬ, А НАЧАЛЬСТВО
Но если говорить предметнее, то у высокогорцев действительно есть причины тревожить как представителей высшего эшелона власти, так и местное начальство.
– На некоторые обращения люди не получают компетентного профессионального ответа на местах и обращаются на более высокий уровень, – отметил депутат Хафиз Миргалимов на заседании комитета Госсовета, прошедшем в ДК поселка Бирюлинского зверосовхоза. Подчеркнул при этом, что в основе многих социальных проблем высокогорцев – нехватка бюджетных средств.
По словам главы района Рустама Калимуллина, принявшего участие в заседании, волнуют сельчан те же проблемы, что и в предыдущие годы:
– Состояние дорог, мостов, необходимость улучшения жилищных условий, ипотечное строительство, трудоустройство. Остро поднимаются вопросы коммунально-бытового обслуживания. Есть недовольство отсутствием во многих поселениях уличного освещения. Актуальны для жителей вопросы
водоснабжения и газификации домов. В просьбах о материальной помощи на лечение, проведение газа, ремонт жилья и так далее граждане ссылаются на низкий размер пенсии, заработной платы и социальных выплат. Болезненно воспринимается местными жителями, судя по обращениям, закрытие некоторых больниц и ряда сельских школ…
Глава Суксинского сельского поселения Рамиль Низамиев получил за год 608 письменных обращений и 681 – в устной форме. Хотя население составляет всего 680 человек в шести деревнях.
– В 2011 году на их благоустройство предусмотрено 55 тысяч рублей. Как на эти деньги содержать скотомогильники, кладбища и родники, три аварийных пруда, как обеспечить жителей водой, строить дороги и чистить их зимой? А ведь это и многое другое входит в наши обязанности, – сетует он. – Если не дружить с местным предприятием ООО «Суксу», будет совсем туго…
Депутат Николай Рыбушкин призвал муниципалитеты активнее использовать свое право законодательной инициативы: «Власть на местах есть, а финансово полномочия не обеспечены. Вы говорите об этом, не молчите…» А Валентина Липужина поинтересовалась, какие резервы есть для повышения налогооблагаемой базы, имея в виду использование неоформленных земельных участков, создание предприятий бытового обслуживания.
Эти резервы и впрямь, скорее всего, есть… Сколько еще земли пустует или используется без права владения ею, в том числе участки под сараями, гаражами и иными постройками? Перспективно на селе развитие малого предпринимательства, например, бытовых предприятий. Если магазинов достаточно в каждом селе, то вывеска «Парикмахерская», например, в селах почти не встречается. Недостаточно внимания уделяется народным промыслам, развитию ремесел. В любом хозяйстве существуют также работы, выполнять которые нанимают людей. Другое дело, что это ни-где не фиксируется, и соответствующие налоги опять идут мимо местного бюджета. Радикально местный бюджет они, конечно, не оздоровят, но ведь курица по зернышку клюет…
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
На фоне этих проблем впервые за последние годы в Высокогорском районе активно ведется строительство многоквартирных домов по программе социальной ипотеки для ветеранов и вдов участников Великой Отечественной войны, бюджетников и молодых семей. Программа строительства жилья перевыполнена – в 2010 году было предусмотрено сдать в эксплуатацию 35 тысяч кв. метров жилья, а сдано 39,7 тысячи. Проводится капремонт жилого фонда, благоустраиваются населенные пункты. Освоен значительный объем дорожно-строительных работ. За год в строительство, ремонт, содержание дорог и мостов вложено 352,2 млн. рублей.
Конечно, у сельчан есть нужды, которые невозможно удовлетворить немедленно, что и вызывает обращения к власти. Например, в Красном Востоке, Бимерях, Гари, Бикнарате и других населенных пунктах дороги внутри поселений, по словам очевидцев, особенно зимой, в непогоду, непроходимы. В случае чего ни пожарная машина, ни «скорая помощь» до иных домов и не доберутся. Те же жилищные проблемы требуют серьезных капиталовложений, организовать которые на местном уровне при существующем положении дел нереально.
Очевидно, что 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому на местный уровень передано аж 32 полномочия, предстал на практике во всем, так сказать, несовершенстве. Теория предполагала инициировать им предприимчивость сельчан, мобилизовать ресурсы на повышение уровня жизни, но…
Сегодня и главе сельского поселения привычней обращаться за помощью «наверх» или в бюджетообразующее предприятие. Хотя предприятия ныне самостоятельны, формально помощь могут и не оказывать, но как отказать своим? Традиции взаимовыручки в наших селах держатся пока, слава богу, крепко. Известная не только в нашей республике глава ООО «Серп и молот» Анна Захарова и ныне ни в чем не откажет сельчанам. Сверх всего сама проявляет инициативу: например, все ребятишки в шапшинской школе получают свежее молоко с ее фермы – ежедневно и бесплатно.
Но время идет. Когда-то еще на селе появятся массово, а не единично руководители нового формата, с новыми установками работы на прибыль. Они ведь с неба на парашютах не приземлятся. Их надо растить, пестовать, создавать им условия для проявления инициативы. Раз уж коммунизм в свое время на своей земле мы построить не сумели, то надо разворачиваться, в том числе и ментально, к сегодняшним реалиям. Предприимчивость подразумевает для сельских муниципалитетов, в сущности, одно: изыскивать способы повышения налогооблагаемой базы. Помочь могут малый бизнес, организация дачных поселков для горожан, создание брендов для привлечения туристов и многое другое, о чем говорилось выше.
Сегодня и на региональном уровне делаются выводы, ставятся задачи по изменению экономической, социальной ситуации на селе к лучшему. Большие надежды возлагаются, например, на создание семейных ферм, крестьянских подворий вкупе с системой сбыта их продукции.
Будем надеяться, когда-нибудь все это заработает, казна сельских муниципалитетов наполнится звонкой монетой. Вот тогда и обращений к власти, согласитесь, станет меньше.
Мнение эксперта
Валентина ЛИПУЖИНА, председатель Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению
В Татарстане есть опыт работы с обращениями граждан. Еще до принятия Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Госсовет в 2003 году принял закон об обращениях граждан. Закон обязывает нас быть более мобильными, чутко реагировать на насущные нужды граждан, защищать их интересы и в то же время быть ответственными в своих действиях.
Вера АРЯМНОВА, «РТ»
Фото Алексея КУДЕНКО © РИА Новости