Стоит ли радоваться годичному «мораторию» на проведение государственного техосмотра для частных легковушек?
Уже в будущем году техосмотр будут проводить не привычные станции ГСТО при ГИБДД, а частные фирмы, получившие соответствующее разрешение и работающие под крылом страховых компаний. Такой вот перевод рельсов с государственной на коммерческую колею, эдакий автомобильный НЭП…
Постановлением Правительства РФ от 24 мая этого года был изменен порядок прохождения технического осмотра легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны, прицепов и полуприцепов к ним, а также мототранспортных средств. Получается, что срок прохождения техосмотра для перечисленных транспортных средств, наступающий в этом году, отодвигается аж на 12 месяцев. То есть положено вам пройти ТО в нынешнем июле – так до июля будущего года можете не беспокоиться.
Уточняем, что «амнистия» не касается тех, кто должен был пройти ТО, к примеру, в прошлом году или еще раньше – чтобы беспрепятственно выехать на дорогу, машину все же придется предъявить для осмотра по всем правилам. А проведение ТО автомобилей, со времени выпуска которых прошло не более 12 месяцев, осуществляется органолептическим способом – то есть с помощью органов чувств инспектора. Любопытная формулировка, не правда ли? То есть в прямом смысле – понюхаем, пощупаем, послушаем, попробуем на вкус. Очередной перл законотворческой лингвистики…
Итак, «индульгенцию» на езду без техосмотра автомобилисты получают не навсегда – уже в будущем году он вновь станет обязательным, только проводить его будут не привычные станции ГСТО при ГИБДД, а частные фирмы, получившие соответствующее разрешение и работающие под крылом страховых компаний. Такой вот перевод рельсов с государственной на коммерческую колею, эдакий автомобильный НЭП…
Зачем это делается, чем «переходный период» может аукнуться для участников дорожного движения и как это может повлиять на ситуацию на дорогах, в частности, татарстанских? Вопросов много, начнем с первого.
КОРРУПЦИИ – НАШЕ ТВЕРДОЕ «НЕТ»
В числе главных причин реформы – коррупция в рядах МВД, в частности ГИБДД, и сложности прохождения техосмотра.
Если для Госавтоинспекции многих регионов России вторая причина действительно имеет место, то в Татарстане с возможностью быстрого прохождения техосмотра проблем нет. Как-никак, в республике работают практически без выходных и праздников 47 станций ГСТО, где можно не только пройти техническую процедуру, но и осуществить все необходимые платежи, практически решен вопрос очередей, заканчивается реализация проекта электронных услуг – записи на ТО через Интернет, проведения необходимых платежей и даже написания заявления.
К слову сказать, первые станции инструментального осмотра автомобилей появились в Татарстане в порядке эксперимента еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. И доказали свою состоятельность, получив распространение во всех районах республики. Так что система отлажена и работает как часы, давая неплохие результаты. Достаточно сказать, что ДТП по причине технеисправности фиксируется не более двух процентов от общего числа в год – это показатель развитых европейских стран.
А вот с коррупцией, увы, не все так благополучно. Как говорится, шила в мешке не утаишь – купить талон о пройденном техосмотре со всеми полагающимися печатями все еще можно и у нас. То есть нечистые на руку инспекторы попадаются. Но и борьба с коррупцией ведется активно. К примеру, на всех станциях техосмотра установлены камеры видеонаблюдения, так что выяснить, заезжал ли на линию инструментального осмотра тот или иной автомобиль, сложности не представляет.
Допустим, 24 мая этого года попал в ДТП старенький «Москвич» – во время движения у него сломалась шаровая опора. В результате пострадали несколько человек. В ГИБДД подняли документы – техосмотр автомобиль прошел почти год назад, причем – со второго раза. И хотя до ближайшего «планового обследования» автомобилю оставалось около месяца, глава татарстанских стражей дорог Рифкат Минниханов считает, что инспектор, выпустивший в путь «старичка», должен быть наказан.
Коррупция, конечно, – явление неблаговидное, и бороться с ней нужно нещадно. Только скажите, где гарантия, что «купить талон ТО» нельзя будет на новоиспеченных станциях? Ну, не в Америке же, в самом деле, будут набирать сотрудников, не обремененных исконно российской слабостью давать и брать взятки… Правда, в новом варианте это будет действительно обычная взятка, а не пресловутая коррупция – это ж понятие-то для государственных служащих. То есть взятки останутся, но под понятие коррупции они подпадать уже не будут…
Однако ниша для дальнейшего процветания коррупции и в привычном для нас понимании все равно остается. Дело в том, что функции контроля за техническим состоянием транспортных средств по-прежнему остаются за ГИБДД. То есть право остановить ваше авто в любое время и проверить его техническое состояние – сначала «органолептически», а затем, при необходимости, и с помощью инструментальных методов, за Госавтоинспекцией остается. Более того, как отметил начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, эта контрольная деятельность будет только усиливаться.
– Не прошедшие в этом году обязательный техосмотр авто будут проверяться на линии особенно тщательно, – сказал он. – Контроль будет усилен, на контрольно-пропускных постах на въезде и выезде из городов установим посты инструментальной диагностики, есть у нас и передвижные станции…
Статья 12.5 Кодекса РФ об административных нарушениях «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» гласит, что управление неисправным транспортным средством влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей, управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством карается штрафом в размере от трехсот до пятисот рублей. В этой же статье перечислен еще ряд нарушений, по которым нельзя отделаться штрафом, а придется расстаться с водительским удостоверением на срок до полутора лет. Все эти нарушения можно выявить на ТО и устранить, а можно – на линии… Тут уже от наказания не отвертеться. Таких нарушений с начала года в республике выявлено около 60 тысяч.
Конечно, все усилия будут приложены для того, чтобы не допустить передвижения по дорогам технически неисправных автомобилей, то есть в конечном итоге – для обеспечения безопасности. Но, согласитесь, девять из десяти автомобилистов, едущих по своим делам, не то что согласятся – упрашивать будут инспектора отпустить их без проверки, обещая за снисходительность «барашка в бумажке»…
Все-таки бороться с коррупцией, передавая техосмотр из рук в руки, – то же самое, что бороться с диареей, гоняя больного от врача к врачу и не давая ему лекарств. Может, лучше бы уже существующую систему усовершенствовать?
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НОВОВВЕДЕНИЯ
С одной стороны, тем, для кого срок прохождения ТО «натикал» в этом году, вроде бы удобно – не нужно собирать справки, записываться в электронной очереди, ехать на станцию и выслушивать замечания инспекторов, а потом устранять неполадки. Одним словом, меньше головной боли. Зато с другой… Радость может оказаться кратковременной. У нас ведь как? Гром не грянет, мужик не перекрестится. И подавляющее большинство автолюбителей едет на станцию техобслуживания, только если в машине что-то уж очень сильно застучит или – перед техосмотром. Тут хочешь не хочешь, а проверить машину придется. Иначе «придерутся»… А тут, авось, пронесет, на трассе отбояриться удастся.
Второй минус – техосмотр будущего года. Вот давайте посчитаем. Мало того, что еще пока неизвестно, кто, где и как его будет проводить. Но если все татарстанские автомобилисты, чьи «железные кони» запланированы на диспансеризацию в этом году, воспользуются «индульгенцией», то в будущем году число приехавших на станции ГТО увеличится аж на 150 тысяч! Как вы думаете, будут очереди? Наверняка.
Теперь о деньгах. Сегодня техосмотр стоит около трехсот рублей. Сколько он будет стоить на вновь создаваемых станциях? Диагностическое оборудование весьма недешево, а «отбить» его стоимость владельцы наверняка постараются побыстрее – скорее всего, за счет повышения цены на ТО. По предварительным подсчетам специалистов, стоимость процедуры техосмотра с трехсот рублей грозит подскочить до полутора-двух тысяч целковых, а по татарстанским прогнозам – до трех тысяч. Так что владельцам новых авто и тем, кто может рассчитывать на двухгодичный талон, лучше пройти его нынче. Подсчет простой.
И еще один нюанс. По статистике ГИБДД, один из десяти новых автомобилей (чаще – отечественного производства) не проходит обязательный технический осмотр с первого раза. Довольно часто владельцы таких авто возвращают их дилерам для повторной подготовки, а то и просто производителю. Конечно, процедура это непростая и требует терпения, но справка из ГИБДД служит законным основанием для «разборок». На ближайшие полгода для недобросовестных дилеров открывается настоящий Клондайк…
Не хочется представлять, сколько новых, но некачественных машин добавится к и без того полноводному автопотоку на российских дорогах…
Отсрочка в проведении ТО касается транспортных средств, разрешенный вес которых не превышает 3,5 тонны. В их число не входят грузовые авто, переоборудованные под перевозку пассажиров более 8 человек, легковой транспорт, занимающийся коммерческими перевозками, в том числе такси, а также транспорт, оборудованный спецсигналами и используемый для подготовки водителей.
Анекдот в тему
Коммерсант решил набрать штат продавцов из числа неспециалистов. Его заместитель, сотрудник со стажем, интересуется:
– Зачем вам дилетанты?
– Профессионалы воруют много. А новых мы работать научим, зато они воровать не умеют.
– Э, голубчик. Сначала они воровать научатся, а уж потом – работать.