Сегодня из всех пассажирских перевозок по сети железных дорог России 90 процентов составляют пригородные. Но именно электрички – головная боль железнодорожников, поскольку этот вид транспорта самый убыточный и наиболее любимый у безбилетников.
Вчера в Казани собрались руководители подразделений РЖД, чтобы на двухдневном совещании обсудить вопросы реформирования контрольно-ревизионной работы в пригородном сообщении. Похоже, “зайцам” будет объявлен решительный бой. По словам вице-президента ОАО “РЖД” Михаила Акулова, в отделениях компании началась реализация программы по установке автоматических пунктов пропуска пассажиров в электропоезда. Эти комплексы весьма эффективны. На станциях, где они установлены, выручка от пригородных перевозок возросла кратно. До 2008 года планируется удвоить количество таких пунктов, в результате ими будет охвачено 150 железнодорожных объектов по всей территории России. Горьковская железная дорога, в том числе ее Казанское отделение, начнет оснащаться такими смарт-картами в четвертом квартале нынешнего года.
По мнению начальника ГЖД Виктора Сехина, мощным рычагом для снижения убытков является и конкретная работа с пассажирами в поездах, с тем, чтобы они оплачивали транспортную услугу. В качестве эксперимента здесь уже приступили к внедрению аутсорсинга. За этим “кудрявым” словом стоит вполне привычная сегодня услуга вневедомственной охраны. Жители и гости Казани уже заметили на пригородных платформах крепких ребят в камуфляжной форме, которые лихо вычисляют местных “зайцев”. Говорят, это приносит немалую пользу, поэтому такую систему планируется внедрять и на других железных дорогах.
Участники совещания обсудили и механизм работы РЖД с регионами. Как сообщил журналистам Михаил Акулов, в этом году убытки компании от пригородных перевозок льготников могут составить 23 млрд. рублей. “Поэтому, исходя из экономически обоснованных затрат железной дороги, мы будем заранее сообщать о величине будущего тарифа, – сказал он. – Если руководство субъекта Федерации сочтет, что данный тариф высок для этого региона, то оно должно принять решение об установлении неких исключительных расценок на перевозку граждан в пределах своей территории. А сумму выпадающих доходов компенсировать нам”.