Льготы на лекарства – это страховка

Считанные дни остались до момента, когда каждый льготник должен определиться, использовать предоставленные ему льготы по оплате так называемого социального пакета или получить взамен денежную компенсацию.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Считанные дни остались до момента, когда каждый льготник должен определиться, использовать предоставленные ему льготы по оплате так называемого социального пакета или получить взамен денежную компенсацию. На прошедшем в Кабинете Министров брифинге министр здравоохранения Камиль Зыятдинов настоятельно рекомендовал татарстанцам отказаться от монетизации льгот на приобретение лекарств.

Напомним, что в ежемесячный социальный пакет стоимостью 477 рублей, помимо бесплатного обеспечения лекарствами, входит также оплата санаторно-курортного лечения, проезда на пригородных электричках, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. На лекарственное обеспечение льготной категории граждан в социальный пакет заложено 377 рублей.

Право выбора – пользоваться этим набором услуг или “конвертировать” его в деньги – федеральные льготники имеют с прошлого года. Отказаться можно как от всего соцпакета, так и от его части, например, от лекарств и путевок на лечение или только от транспортной составляющей. Выбирать можно каждый год, но только до первого октября. Если до указанного срока гражданин не определился, то в следующем календарном году ему автоматически будут предоставляться натуральные льготы.

Чем ближе октябрь, тем больше обеспокоенности у ответственных служб: правильный ли выбор сделают ветераны и инвалиды, не ухудшат ли они свое положение, предпочтя наличные деньги гарантированным медикаментам и лечению? Это касается в первую очередь тяжелобольных, особенно страдающих такими заболеваниями, как сахарный диабет, рак, туберкулез, а также психическими расстройствами. Как известно, в Татарстане уже были прецеденты, когда инвалиды требовали вернуть им право на бесплатное приобретение срочно понадобившихся дорогостоящих лекарств.

К.Зыятдинов сообщил, что Правительство республики встревожено высоким количеством (45%) льготников, выбравших деньги вместо соцпакета. По его словам, заявления об отказе от права на получение льготного набора социальных услуг в Атнинском районе подали 68,4 процента льготников, в Кукморском – 66,9, в Рыбнослободском – 62,2, в Апастовском – 61,1 процента. Для сравнения: в Казани этот показатель составляет всего 22 процента.

Управляющий отделением Пенсионного фонда России по РТ Айрат Шафигуллин допустил, что в сельской глубинке, где с “живыми” деньгами всегда туго, люди стремятся монетизировать льготы, чтобы получить на руки хоть какие-то средства. Другая веская причина – устоявшееся представление о том, что лекарство по льготному рецепту достать невозможно. Во-первых, потому, что в населенном пункте, где льготник проживает, нет врача, а чтобы доехать до поликлиники при районной больнице, надо потратить зачастую солидную сумму. Во-вторых, даже если рецепт будет на руках, купить необходимое лекарство невозможно из-за скудного ассортимента в местных аптеках.

Однако, как было сказано на брифинге, в настоящее время право выписать льготный рецепт имеет и фельдшер, так что больному не обязательно ехать в поликлинику. Кроме того, по просьбе лежачего больного фельдшер имеет право получить необходимые препараты в аптеке и бесплатно доставить их ему. За доставку лекарств фельдшер получает компенсацию от объединения “Таттехмедфарм”, которое реализует льготные лекарства в 189 специализированных аптечных учреждениях на территории республики.

– Предпочтя социальному пакету денежный эквивалент, многие пациенты, особенно инвалиды, останутся в проигрыше, – предупредил Камиль Зыятдинов. – По врачам ходить все равно придется, и те все так же будут выписывать рецепты на необходимые медикаменты. А вот приобретать лекарства больные будут уже за свой счет.

По словам министра, в среднем инсулинозависимым людям необходимы сахароснижающие препараты на 1500-2100 рублей в месяц – в зависимости от того, применяется отечественный или импортный инсулин. К тому же получать медикаменты человек станет не через льготные киоски, которые жестко контролируются, а в розничной сети. А там высока вероятность приобрести подделку, опасную для здоровья.

– Логика отказников от получения льготных лекарств лично мне непонятна, – посетовал Камиль Зыятдинов. – Возможно, у нас такой менталитет: люди думают, что раз Татарстан богатый регион, то Президент республики всегда поможет людям в тяжелой ситуации, как это было, например, с инсулином нынешней зимой. Но по закону Правительство РТ больше не сможет этого сделать.

В свою очередь А.Шафигуллин еще раз разъяснил смысл льготного лекарственного обеспечения. В его основе лежит страховой принцип. Если нет необходимости, то лекарства льготнику не выписываются. Но когда он заболеет или у него произойдет обострение заболевания, то ему предоставят медикаментов на 10, 20, 40 тысяч рублей – столько, сколько требуется.

Наша задача, подчеркнул К.Зыятдинов, убедить льготополучателей, что необдуманный отказ от социального пакета может серьезно осложнить их жизнь. Такая работа уже проводится и в лечебных учреждениях, и в управлениях Пенсионного фонда, и в филиалах соцстраха. К тому же все сбои в реализации механизма монетизации, которые допускались на начальном этапе в текущем году, практически преодолены. Министр здравоохранения сообщил, в частности, что в текущем году в Татарстан за счет федерального бюджета поступило в 2,5 раза больше лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот стоимость льготных лекарств, завезенных в Татарстан с начала нынешнего года за счет федерального бюджета, составила почти 1,5 миллиарда рублей, тогда как за весь прошлый год – 939 миллионов. При этом никаких затруднений с приобретением льготниками лекарств в обозримом будущем не предвидится. Как не предвидится и очередей в аптеках, которые нынче удалось ликвидировать практически полностью.

В заключение на брифинге было сказано, что если заявление об отказе от бесплатного лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации было подано необдуманно, то его еще можно аннулировать. Но на это осталось совсем немного времени – чуть больше недели.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще