В октябре этого года отметит свой юбилей предприятие, известное как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Казанскому моторостроительному производственному объединению исполнится 75 лет.
Казанский моторостроительный завод стоял у истоков отечественного авиационного моторостроения. Различные моторы, созданные ОАО “КМПО”, стали визитной карточкой советского, а ныне российского двигателестроения. Одно за другим менялись поколения выпускаемых изделий, на смену отжившим материалам и технологиям приходили новые, более совершенные.
Годы работы на предприятии стали главными в биографиях многих конструкторов, организаторов производства, рабочих и инженеров. Невозможно назвать всех, кто год от года приумножал славу предприятия. Однако в преддверии юбилея хотелось бы все же назвать некоторые имена, вписанные в историю КМПО.
Началось все в далеком 1931 году. Именно тогда, в январе, вышло правительственное постановление о создании в городе Воронеже авиационного завода №16. Осенью 1941-го этот завод был эвакуирован в наш город на территорию моторостроительного завода №27. На этих двух заводах планировалось развернуть производство столь необходимых стране в годы войны авиационных моторов.
В это трудное, полное драматизма и трагедий время предприятие возглавлял Макар Михайлович Лукин, ставший для завода легендарным человеком. Его отличали как высокие деловые качества, так и человеческие. Он быстро сумел найти главные направления и рациональные решения в работе объединенного предприятия. М.Лукин не оставался в стороне от научного поиска, смело шел на эксперименты. И себе, и другим не давал поблажки, требовал строгого исполнения приказов. Высоко ценил тех, кто самостоятельно находил выход из трудных ситуаций. В 1943 году в сборочном цехе впервые в советском моторостроительном производстве был смонтирован так называемый принудительный конвейер для сборки двигателей ВК-105ПФ. Через каждые 50 минут с него сходил собранный двигатель. Внедрение поточного метода – во многом результат колоссальной работы, проделанной М.Лукиным.
Еще одно имя, связанное с военным периодом в истории Казанского моторостроительного предприятия, – Сергей Павлович Королев, выдающийся конструктор ракетно-космических систем. Под его руководством были созданы баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые совершены космический полет и выход человека в открытый космос.
В Казань Королев прибыл осенью 1942 года, будучи “врагом народа”, поэтому трудился в строго охраняемом конструкторском бюро, в котором к тому времени были сосредоточены самые талантливые силы двигателестроителей. Вплоть до 1945 года он оставался заключенным. Работа на заводе окончательно убедила С.Королева заняться ракетами. Сохранились записи, чертежи, расчеты, сделанные им в Казани, в которых он разрабатывал проект баллистической ракеты.
Нельзя не назвать еще одного человека, чье имя символизирует для предприятия начало новой ступени развития. Это Николай Дмитриевич Кузнецов, генеральный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического Труда. С 1962 года завод №16 начал освоение производства опытной партии деталей и узлов наружного контура реактивно-вентиляторного двигателя НК-8 для скоростного самолета Ил-62. Эта машина была новым этапом в развитии авиации, и ее двигатель должен был быть соответствующим.
В восьмидесятых годах Н.Кузнецов успешно решил вопрос о дальнейшем использовании авиационных двигателей, отработавших свой ресурс. Он предложил применять их с некоторыми доработками в качестве наземных приводов компрессоров газоперекачивающих станций. Так появился двигатель НК-16СТ. В первый же год освоения Казанский моторостроительный завод выпустил 16 конвертированных двигателей.
В трудные перестроечные времена заводом руководил Александр Филиппович Павлов. Многие, в том числе авиационные, предприятия в тот период оказались не у дел: не было заказов, финансирования. КМПО удалось избежать подобной участи. За счет собственных средств осваивались новые виды продукции: авиационный двигатель НК-93, газотурбинный привод НК-38СТ, автоматическая коробка передач для городских автобусов, автоматическая газораспределительная станция “Исток” и др. При этом неизменно большое внимание уделялось качеству выпускаемых изделий. Объединение прочно завоевало репутацию надежного производителя современной, качественной, конкурентоспособной продукции. Не оставалась в забвении и социальная сфера. Заводчане пользовались услугами заводской базы отдыха, профилактория, ДК моторостроителей.
Последние два года ОАО “КМПО” возглавляет Дамир Заудатович Каримуллин. Продолжая взятый курс, предприятие под его руководством наращивает темпы производства, внедряются новые технологии. Так, в 2005 году был введен в эксплуатацию чугуно-литейный участок, оснащенный современным металлургическим оборудованием и уникальный по своим технологическим возможностям. В августе этого года объединение досрочно выполнило заказ ОАО “Газпром” на поставку пяти газоперекачивающих агрегатов. Готовится постановление Кабинета Министров РТ о строительстве в Альметьевске газотурбинной энергетической установки ГТЭУ-18 производства КМПО.
С уверенностью можно говорить, что предприятие работает на перспективу, динамично развиваясь в области газотурбинного двигателестроения, успешно интегрируясь в энергетическую область. Продолжая традиции, КМПО высоко держит марку поставщика надежных двигателей.
Регина ГОРШЕНИНА.