Как-то довелось мне побывать в Аксубаевском районе и наблюдать такую картину. Была зима, мела поземка, а по дороге, сгорбившись и защищаясь руками от ветра, брели два мальчугана. Мы ехали в противоположную сторону, но остановились: а вдруг ребятам нужна помощь? Оказалось, они из небольшой деревни Алексеевки, а школа их – в селе Старое Тимошкино, вот прямиком по этой дороге к нему и выедешь. Там хорошая средняя школа, большая столовая, даже интернат есть. Но… дома все равно лучше. Да и платить за интернат надо. Вот и ходят ребята пешком из школы домой и обратно. В одну сторону – около семи километров… Кстати, если поездить по республике, подобные картинки можно увидеть во многих уголках республики.
Невольно себя вспоминаю: тоже приходилось вот так ходить в деревенскую школу. О том же вспоминают и многие мои сверстники, которым довелось учиться в сельских школах. Еще и усмехаются: мол, в былые времена пять километров до школы считалось “рукой подать”, кое-кому приходилось преодолевать расстояния гораздо длиннее. И ничего, все живы, наоборот, такие походы физически закаляли детей и воспитывали волю.
Только ведь когда это все было, сколько десятков лет назад? Тогда не было не то что компьютеров и цифровой техники, даже фломастеры и шариковые ручки считались чудом цивилизации. И что же, за это время мы ни на йоту не продвинулись в решении транспортного вопроса для школьников и многие деревенские дети продолжают ходить в школы пешком за тридевять земель, как их родители, бабушки, дедушки, прадедушки?
В Министерстве образования и науки РТ, куда мы обратились за комментарием, нас заверили, что эта проблема здесь хорошо известна, она под контролем. Способствовать ее решению призвана Республиканская целевая программа модернизации сети сельских образовательных учреждений в 2005-2007 годах, согласно которой на всей территории Татарстана образуются школьные округа, в них создаются базовые школы, которые объединят вокруг себя малокомплектные начальные и средние учебные заведения.
– Такие базовые школы при соответствующем материально-техническом, кадровом и методическом обеспечении, несомненно, улучшат качество образования в сельских школах, – утверждает начальник отдела комплексного обеспечения образовательного процесса Министерства образования и науки РТ Фарид Каримуллин.
Между тем реальность не так радужна.
Этим летом мне довелось побывать в Болгаре и встретиться с начальником отдела образования исполнительного комитета Спасского района Александром Ермилиным.
– Подвоз детей к базовым школам, а их у нас будет десять, очень актуален. Получить школе в свое распоряжение автобус – это еще не полное решение проблемы. Вот, например, одна из базовых школ в нашем районе начинает действовать в селе Кузнечиха. Туда планируется подвозить детей из Иж-Борискинской средней школы (это около 15 километров), в которой обучаются 39 учеников. Она будет закрыта, там останется только начальная. Но лишь тогда, когда до базовой школы будет построена асфальтовая дорога.
К сожалению, далеко не везде пока такие дороги есть… Вот от поселка Приволжский до Болгара нет хорошей трассы, оттуда ученики пешком ходят учиться в первую школу Болгара. А из поселка Тракторный детей подвозят на автобусе – это пять километров – в среднюю школу села КИМ, где просторная школа на 320 учащихся. А учится там сейчас менее ста ребят. Поэтому решено на ее базе организовать базовую школу.
Нет дороги из села Отрада до базовой школы в селе Никольском, но там у нас организован интернат для детей. Пешком в школу села Бураковка ходят дети из Вожей и Каюков. Мы запросили для них автобус, надеюсь, что не откажут. Средняя школа работала в селе Тукай, но она рассчитана на сто человек, а обучались в ней всего тридцать шесть. Так что ее закрываем и выделяем для старшеклассников автобус, чтобы возить их в Ямбухтино. До недавнего времени здесь не было хорошей дороги, но сейчас она строится.
В нынешнем учебном году в сельских районах республики было предусмотрено создание 68 базовых школ, к которым необходимо организовать доставку 2264 учащихся по 105 маршрутам на 82 школьных автобусах. Правительство еще весной выделило для этого необходимое количество автобусов, но многие из них все еще не нашли своих хозяев. Как-то уж очень неторопливо Министерство образования и науки, Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики решают школьно-транспортную проблему.
С одной стороны, неплохо школе иметь собственный автобус. Но с другой – это очень хлопотно и накладно. Вот, к примеру, в прошлом году средней школе села КИМ Спасского района был выделен автобус “КАВЗ” для подвоза детей из поселка Тракторный. Ответственность за машину полностью легла на директора школы. Вопросов при этом оказалось выше крыши – лицензию надо получить, кучу документов оформить, соответствующей квалификации водителя на работу взять, медика найти, чтобы по утрам его самочувствие проверять, площадку для стоянки автобуса оборудовать… А сколько денег ушло на бензин, на оплату техосмотра и прочие расходы! Короче, директор Кимовской школы без обиняков заявила, что иметь автобус на балансе школы – это лишняя головная боль. И лучше, наверное, чтобы за транспорт отвечали специалисты, а не учителя.
Поддержав педагогов, Правительство РТ приняло 3 августа 2006 года постановление, утвердив положение о школьных автобусах, приобретенных на средства из бюджета. Они передаются на баланс специализированной транспортной организации по договору доверительного управления. Она же обязана обеспечить целевое использование школьных автобусов. Расчеты же с ней будут осуществляться органами местного самоуправления муниципальных образований.
P.S. На днях мы позвонили в исполком Спасского муниципального района и поинтересовались, как у них начался учебный год. Нам сообщили, что 29 августа здесь приняли постановление “О мерах по организации и обеспечению безопасной и бесперебойной транспортной доставки учащихся на автобусах, специально предназначенных для перевозки детей”. С первого сентября тут действуют четыре школьных маршрута. Ответственность за содержание автобусов, безопасность и культуру перевозок детей возложена на ОАО “Спасское АТП”. Каждый водитель получил на этот счет специальную памятку.
По согласованию с ГИБДД утверждено расписание движения маршрутов, пунктов посадки и высадки учащихся. Проведен специальный инструктаж с учащимися и ответственными за перевозку детей лицами.
Будем надеяться, все это пойдет на пользу школьникам, у ребят появится больше времени на учебу, на другие полезные занятия.
Обещаем через некоторое время вернуться к теме и проанализировать, как работают школьные автобусы не только в Спасском, но и в других районах республики.