Вчера миллионы мальчишек и девчонок переступили порог школы. Этот день у кого-то вызывает печаль – позади летние каникулы, впереди – девять месяцев сидения за партой, у кого-то – радостное волнение: начинается новый этап в жизни, так называемая школьная пора. Поэтому мы и спросили у наших читателей: а помнят ли они свое первое в жизни первое сентября?
Игорь Крюков, президент хоккейного клуба “Челны” (Набережные Челны): Первый раз школьный порог я переступил 31 год назад в городе Ош в Киргизии, где в советское время находился военный гарнизон. И запомнился тот день тем, что отец отдал в полное мое распоряжение свою офицерскую полевую сумку. Сколько прежде его об этом ни просил – не подарить, а просто поиграть! – всегда получал отказ. А тут он сам достал ее – кожаную, светло-коричневого цвета – из шкафа и вручил мне вместо школьного ранца. Сейчас даже не вспомню: хотелось мне сесть за парту или нет, испытывал ли какое-либо волнение от встречи с незнакомым миром? Понимание того, насколько важную роль в жизни человека играет школа, пришло, скорее всего, позднее. Зато я сразу почувствовал, что достиг определенного этапа взрослости. Иначе как бы мне отец доверил право пользоваться частью его офицерской амуниции?
Александр Меркурьев, директор мебельной фабрики (г.Чистополь): Как сейчас помню, с каким волнением вся наша семья ждала первое сентября. По этому случаю мне сшили вельветовый костюмчик, купили белую рубашку, в своем саду нарвали букет цветов. В одноэтажную деревянную школу Екатерининской слободы Новошешминского района, которая тогда казалась чуть ли не дворцом, мы пошли с соседкой, также первоклашкой, Таисией Ермолаевой и с ее отцом – учителем Василием Платоновичем. Живы в памяти сердца радость встречи со своей первой учительницей, доброй и строгой Анной Щегловой, запах библиотеки, чистого, светлого класса, первые в жизни звонок и линейка. Помню, что нас, мальчиков, старались рассаживать с девочками. С первого класса мы вдохновенно учились и трудились на кроликоферме, пришкольном участке. Почти все мои одноклассники получили высшее образование, стали педагогами, врачами, военными.
Ксения Борзунова, начальник отдела Минземимущества РТ: Конечно, я помню свое самое первое “1-е сентября” – оно бывает только раз в жизни. Среди всех первоклашек мне повезло, наверное, больше всех, ведь в школу я пошла не одна, а со своей сестренкой – двойняшкой Женечкой. Я точно знала, что нас посадят за одну парту, поэтому мне было не так страшно. Мы проснулись где-то за три часа до начала торжественной линейки. Помню, как крутились перед зеркалом, завязывали и перевязывали банты. Очень хотелось скорее надеть новенькую форму. Кроме того, моя мама – большая рукодельница, она сшила нам самые красивые белые воротнички. А потом папа запечатлел наши первые школьные шаги. Конечно, тогда не было цветных фотоаппаратов. Но даже на черно-белых снимках и по сей день можно увидеть счастливейшие глаза двух первоклашек.
Ирина Колмыкова, предприниматель (Казань): Первое сентября помню смутно. Остался в памяти лишь огромный букет георгин, который отец рано утром нарвал в нашем саду. Цветы были такие тяжелые, что их невозможно было удержать в руке, а тут еще портфель с учебниками мешал. Так и промучилась с цветами всю линейку. Еще помню, что первое время не хотелось снимать школьную форму и фартук с оборками, так мне нравился мой наряд! Готова была в этой одежде даже ложиться спать, лишь бы не расставаться. Теперь смотрю на своих детей и не понимаю: что изменилось в нашей жизни, что дети не хотят идти в школу, что первое сентября для них становится не праздником, а началом мучений? Что же мы такое неправильное сделали в системе образования, что процесс познания превратился в “обязаловку” для детей и в дополнительную моральную и финансовую нагрузку для родителей?