Человек с протянутой рукой – явление довольно распространенное на наших улицах. О помощи просят старики и дети, инвалиды и мигранты. Как вы относитесь к тем, кто обращается к вам за лишним рублем? Гордо следуете мимо или сразу же хватаетесь за кошелек? Этот вопрос мы и задали нашим читателям.
Лидия Дзеник, главный экономист ОАО “Челныстройремонт” (Набережные Челны): Тем, кто просит подаяние, я помогаю всегда, особенно прилично одетым, ведь они не выставляют свою бедность напоказ. В этом случае мне кажется, что человек действительно находится в большой депрессии и нуждается в помощи. Хотя, будучи деловым человеком, я отдаю себе отчет в том, что нищенство в наше время стало одной из разновидностей бизнеса. Но сердцу, как говорится, не прикажешь. Правда, если я вижу неприкрытое надувательство, то прохожу мимо.
Мне по душе люди, пусть и опустившиеся на дно жизни, но сохраняющие человеческое достоинство: они не просто попрошайничают, а рассчитывают на подаяние в обмен на услугу. Если в стране появились богатые, то и нищие неизбежны. И было бы наивно думать, что вот экономика России окрепнет и они исчезнут. В этом году в отпуске была в Италии, нищих там сколько угодно.
Елена Вахрушева, частный предприниматель (Мензелинск): Да как можно относиться к таким людям? Мне кажется, их можно только пожалеть. Это люди, обделенные судьбой. Мы же не знаем, что привело их к попрошайничеству. Не верю, что человек, у которого все складывается удачно, у кого в семье все ладится, протянет руку прохожему на улице… А вам приходилось видеть попрошаек в Москве? Я этим летом была в столице, так вернулась в шоке. Куда только власти смотрят? Сидят у метро, ноги голые вытянут, а на них язвы, кровь. Жуткое зрелище…
Гульназ Садриева, оператор АЗС (Заинск): Если нищие стоят у мечети, всегда подам. А если где-то на улице нагло пристают – никогда. Хотя у нас в Заинске такого нет. Я вообще у нас попрошаек не видела. Может, администрация как-то на них реагирует? Определяет куда-то или устраивает на работу? В принципе, власти так и должны поступать. Это же их прямое предназначение – следить за чистотой и покоем в городе.
Владимир Петров (Чистополь): На днях у дверей универмага встретил довольно бодрую знакомую старушку, которая раньше торговала разной мелочью. Имея крепкое хозяйство, она стала попрошайничать не от великой нужды, а потому, что это для нее легче и выгоднее. Не вызывают сочувствия спившиеся и опустившиеся люди, собирающие и выпрашивающие деньги на похмелье. У того же предприятия торговли встречаю другую пожилую женщину, которая протянула руку для помощи из-за крайней нужды – муж-диабетик, парализован, живет на лекарствах, оба получают нищенскую пенсию… Потому всегда стараюсь подать ей монету.
Гузель Миндубаева, начальник управления Минземимущества РТ: Попрошайки у меня вызывают исключительно негативные чувства. Особенно раздражают женщины с маленькими детьми на руках, которые, несмотря на мороз и зной, снуют между машинами и выклянчивают деньги, некоторые еще при этом умудряются кормить малышей грудью. Тем самым они бьют на жалость, но у людей реакция прямо противоположная. Чем эти женщины лучше нашей дворничихи тети Маши, которая за две тысячи рублей в месяц убирает наш двор? Ничем, поэтому пусть работают, на предприятиях вон сколько вакансий…
Семен Баталов, предприниматель (Казань): Наверное, нищие и попрошайки – это нормальное явление для рыночной экономики. Кто как умеет, тот так и зарабатывает на жизнь. Другое дело, почему эти люди средь бела дня создают аварийные ситуации на улицах, стоят с детьми на проезжей части? Вот это уже нарушение закона, на которое должны реагировать работники ГАИ. И еще. Во время празднования тысячелетия Казани мы не видели на улицах попрошаек, пьяных и нищих. Проблему очень быстро решили. Почему же на 1001-м году наша столица ничего не может сделать с этой категорией людей? Давайте предоставим им работу, а если не хотят работать, то тут можно и силу применить…