Их было чуть больше пяти сотен. А вот тех, кто пришел поболеть за них, – раз в пять больше. Добавьте к этому числу болельщиков всех, кто остался на рабочих местах, коллег и сослуживцев… Одним словом, весь многотысячный коллектив “Татнефти”. И тогда вы поймете, что это событие, которого в главной нефтяной компании республики с нетерпением ждут каждый год, – далеко не рядовое.
Событие это – ежегодный конкурс профессионального мастерства среди молодых нефтяников по основным профессиям производства, когда между собой соревнуются не только представители структурных подразделений компании, но и дочерних обществ и предприятий-партнеров.
С раннего утра до полудня на полигоне центра подготовки кадров шла борьба, которая, как отмечали зрители, по накалу страстей была сродни Олимпийским играм. Тем более что в нынешнем году этот конкурс стал и международным. В нем впервые приняли участие представители казахстанской компании “Разведка. Добыча “КазМунайгаз”.
Высокий уровень подготовки – визитная карточка “Татнефти”. Однако такое умение нарабатывается не за один год. Шестьдесят лет нынче отмечает центр подготовки кадров, на площадке которого традиционно проходит конкурс. За эти десятилетия сотни тысяч нефтяников повысили свое мастерство в аудиториях центра, в его мастерских и на открытых площадках с уникальным оборудованием. Здесь нет макетов – все настоящее.
И вот поднимается флаг состязаний. Генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов напутствует команды, желает им удачи, и молодые нефтяники занимают свои места.
Операторы, как олимпийцы
Вот слесари Андрей Князев и Ильнур Насибуллин из “Джалильнефти” уже собирают ключи. Ребята явно расстроены. Ожидали, что справятся с заданием лучше. Зрители утешают как могут, мол, классно отработали, в контрольное время уложились, огрехов не было.
Страсти разгорелись и у операторов. Вдоль длинной загородки – разгоряченные болельщики. Снимают на камеру каждое движение соревнующихся. Дело в том, что вполне реально оспорить решение судей. Это здесь позволяется. Будет апелляция – жюри тут же рассмотрит ее. Ведь победителей друг от друга отделяют доли секунды, так что беспристрастная техника сможет помочь прояснить спорную ситуацию.
– Ой, Ванечка, быстрее! – заламывает рядом руки невысокая женщина. Флюра Сатунина специально приехала на конкурс из Нижнего Новгорода, чтобы поболеть за друзей. Она признается:
– Очень переживаю. К конкурсу весь год готовились. А моя сестра Фания Кузнецова и сама много лет принимала участие в нем. Была капитаном команды альметьевских нефтяников.
– Операторы, как олимпийцы, – вступает в разговор сама Фания. – Мы даже бегали каждое утро по три километра, чтобы легкие разработать, а вдруг дыхание собьется? В нашем деле дорога каждая секунда.
Рядом – казахстанец Ахмаганбет Куанбек переживает за коллегу, который в конкурсе оказался последним.
– Да разве за вашими угнаться, – в сердцах машет он рукой. – Вон ведь какие скорости, какая сноровка…
Соль трудового пота
Вот состязаются смены по подготовке нефти. Задание четкое: установить заглушки, определить соли в “добытой” нефти, загазованность, ответить на теоретические вопросы. Вырываются вперед ямашинцы, но на втором этапе их опережают джалильцы. А вот в теоретической части лидерами становятся сразу пять команд. Ринат Файзуллин из Нурлата еще весь в пылу борьбы. Никак не может сообразить, чего от него хотят журналисты.
На площадке рядом – бригады подземного ремонта скважин. Здесь мы встречаем наших знакомых из “Азнакаевскнефти”. Начальник отдела Светлана Важнова даже в лице изменилась – расстроена.
– Где-то неплохо отработали, но есть и проколы, – признается Светлана Михайловна. – Однако конкурс – огромный положительный опыт. Встречаясь здесь, многому учимся друг у друга.
Работу бурильщиков отслеживают сразу с нескольких точек. Установлены огромные мониторы, которые показывают происходящее внутри буровой установки сразу с нескольких точек. Внутри – только судьи и соревнующиеся. Вот по лестнице спускается команда Елабужского управления буровых работ. Ребята мокрые от пота. На них обязательная спецодежда – толстые брезентовые костюмы, сапоги, а тут еще солнце припекает. Саше Гуськову пришлось нелегко. Он с ночной смены, да сразу сюда. А что делать? Оказалось, что в управлении он один из немногих, кому нет еще тридцати трех лет – предельный возраст конкурсантов. Только месяц работает буровым мастером, до этого был третьим помбуром.
– По нормативу нужно справиться с заданием за 25 минут, мы управились за 16, – поясняет нам он. – Есть, конечно, и лучше результаты, но у нас вполне объективная причина отставания: дело в том, что станки у нас другие, а на этом так и не удалось потренироваться.
К судьям не подступиться. Оно и понятно: на них большая ответственность.
– Радует, что с каждым годом соревнования становятся все интереснее, – замечает член жюри Людмила Валиханова. – Дело в том, что у нас нет отстающих подразделений. Нет тех, кто плетется в хвосте, вызывая нарекания. Даже если смотреть по баллам разного рода состязаний – везде разрыв между лидерами и аутсайдерами минимальный. Это – уровень “Татнефти”. Так что при подведении итогов результат может быть самым неожиданным.
Людмила Агзамовна как в воду глядела. В этот день вперед неожиданно для многих вырвалась “Джалильнефть”. По сумме баллов команда этого управления оказалась лучшей. Вторыми стали прошлогодние лидеры – НГДУ “Елховнефть”, и замкнули тройку победителей альметьевские нефтяники.
– Не удалось нашим ребятам победить, но мы получили огромное удовольствие только от того, что оказались на одной площадке с замечательными мастерами, – признался исполнительный директор по производству АО “РД “КазМунайгаз” Ахсангали Баймбетов. – У “Татнефти” есть чему учиться.