У регионального телевидения свои преимущества

Скоро государственной телерадиокомпании “Чаллы-ТВ” исполнится 15 лет.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Скоро государственной телерадиокомпании “Чаллы-ТВ” исполнится 15 лет. В момент создания практически первой в республике региональной ГТРК трудно было предположить, что пройдет какое-то время и местное телевидение станет привычным на “голубом” экране не только в крупных городах, но и в некоторых сельских районах Татарстана.


В начале девяностых годов прошлого века отсутствовали необходимая техническая база, квалифицированные журналистские кадры, да и сама обстановка в обществе мало способствовала плавному набору новыми СМИ нужной высоты. Политические страсти в Набережных Челнах бурлили, перехлестывая порой через край.


– И нам ничего не оставалось делать, – вспоминает директор – главный редактор “Чаллы-ТВ” Рахман Шафигуллин, – как целиком в них окунуться, не теряя при этом головы. Слово в эфире предоставляли всем – и правым, и левым. Однако в своих передачах неуклонно проводили линию на достижение межнационального согласия. И в том, что радикалам разных мастей раскачать лодку не удалось, есть заслуга и нашего редакционного коллектива.


Компания никогда не находилась в тепличных условиях. Дважды предпринимались попытки фактически ликвидировать ее под соусом “реорганизации”. Но она достаточно быстро заняла свою нишу в сетке телевещания. Став обладательницей собственной частоты – 51 ДВМ, взяла себе в “квартиранты” федеральный канал НТВ. Вполне закономерен и ее последний громкий успех – почетное звание “Лучшая ГТРК года” на IХ республиканском фестивале “На волне Татарстана”. Помимо Гран-при “Чаллы-ТВ” завоевали звание лауреата профессионального конкурса в пяти номинациях, а в восьми удостоились дипломов.


– Хотя Набережные Челны и позиционируют себя как город европейского формата, преодолеть комплекс провинциальности бывает непросто. Что помогает журналистам компании не отстать от требований дня? – поинтересовался я первым делом у ее руководителя.


– Для местных СМИ в большинстве случаев оказывается полезна… смена власти, – улыбнулся Рахман Шафигуллин. – Приход на должность главы администрации автограда Ильдара Халикова придал импульс развитию города, в том числе и нашей компании. Это он еще в своей “инаугурационной” речи на сессии горсовета обозначил цель придать Челнам европейский формат. До него считалось почти что неприличным “задирать голову выше плинтуса”. Сильная сторона Ильдара Шафкатовича как руководителя в том, что он не только выдвигает серьезные задачи, но и создает материальные предпосылки для их реализации. В частности, мэр помог нам оснастить студии цифровым оборудованием. Конечно, техника не стоит на месте, теперь и ГТРК сельских районов переходят на “цифру”. Но три года назад это был прорыв. Мы стали экономить время при подготовке передач, возросла оперативность освещения городских событий. Сегодня у нас 14 телевизионных программ, общий объем телевещания достиг четырех часов в сутки. Для региональной компании это хороший результат. Обычно коллеги даже в крупном городе обходятся двумя-тремя программами.


– А насколько конкуренция с коммерческими каналами стимулирует творческие поиски? Ведь кроме “Чаллы-ТВ” в автограде функционируют еще две телекомпании…


– По сути, мы с ними если и конкурируем, то лишь на рекламном рынке. Ток-шоу, тематические программы очень затратные. Например, содержание одной программы “С добрым утром, Челны!” в год нам обходится в миллион рублей. Поэтому коммерческие компании, как правило, ограничиваются информационными выпусками. Наша же – государственная. Считаем своим долгом освещать весь спектр проблем, с которыми сталкиваются жители полумиллионного города. И, кроме того, участвуем в реализации закона о двуязычии: 40 процентов передач у нас выходит на татарском языке.


– А за последний год из новенького что появилось?


– Запустили “Фабрику красоты”. Продюсер Елена Шепелева со своими помощниками находит женщину, что называется, от станка, обремененную семейными заботами. И в салоне красоты профессиональные визажисты раскрывают ее индивидуальность. В финале десятиминутного видеосюжета появляется муж, у которого широко распахиваются глаза: “Неужели это моя жена!”


Быстро завоевала популярность среди телезрителей и передача “Я люблю Челны” – совместный с развлекательным центром “Сайгон” проект. Она состоит из викторины на тему города и интерактивного опроса жителей, которым предлагается высказать свое мнение. Охотно сотрудничаем и с частными телестудиями, если у них есть интересные идеи. Например, одна из них – “Овация” – рассказывает об известных у нас земляках. А независимый продюсер Алена Саушкина при участии департамента информационной политики КамАЗа затеяла цикл передач под общим названием “Знаю как…”. В смысле: знаю, как изготавливается автомобиль.


Советское телевидение, впадая в крайность, только и делало, что варило сталь, собирало тракторы и комбайны, доило коров. Сегодня наблюдается крен в противоположную сторону: производственная тематика, считай, полностью исчезла с “голубого” экрана. Если так будет продолжаться, то наши дети, вырастая, станут искренне полагать, что булки растут на деревьях…


– И как родилась мысль попытаться заполнить этот вакуум?


– К 35-летию КамАЗа реализовывали проект “Первопроходцы”, состоявший из серии телеочерков о знатных бригадирах, первых директорах автозавода, руководителях республики, обеспечивавших ритм стройки. Но юбилей прошел, и встал вопрос: что дальше? Выбор пал на познавательную еженедельную передачу в форме репортажей с основных технологических линий автогиганта. Вообще, при новом руководстве пресс-службы КамАЗа у нас наладилось конструктивное сотрудничество с градообразующим предприятием Набережных Челнов по разным направлениям. Так, по вторникам информационные выпуски на нашем телеканале дополняют “Вести КамАЗа”.


– Со сменой учредителя, который теперь находится на расстоянии 230 километров от редакции, работать стало проще или сложнее?


– Повысился наш статус. Чтобы мы могли ему соответствовать, для расширения кругозора журналистов агентство “Татмедиа” организует учебу, встречи с руководителями республики. Мы выходим за границы Челнов. Подготовили цикл передач о Менделеевске – его истории, сегодняшнем дне. В Актанышском районе недавно снимали сюжеты о буднях хлеборобов для республиканских ГТРК “Татарстан” и ТНВ, которые показывают нашу продукцию в своих программах новостей до девяноста раз в месяц. Будем принимать участие в освещении празднования 225-летия Мензелинска, а потом и 1000-летия Елабуги.


“Чаллы-ТВ” и раньше расширяли тематику передач не по указке сверху, а исходя из внутренних профессиональных потребностей. Из республиканского бюджета нам выделяют всего шесть миллионов рублей в год. Это при том, что помимо Челнов наши передачи транслируются на Тукаевский район, их можно принимать и в Агрызском районе из-за особенностей рельефа местности. А радиостанцию “Кунэл” слушают в пятнадцати районах республики и в приграничных территориях Удмуртии и Башкортостана, где имеется значительный процент татарского населения. Поэтому в год “Чаллы-ТВ” тратят около 25 миллионов рублей – размер своего бюджета не скрываем, он у нас прозрачный. Недостающие средства сами зарабатываем.


Что касается взаимоотношений с челнинскими властями, то, как ни странно, теперь, когда мы им административно не подчиняемся, они стали более тесными. Делаем-то одно дело. И с нашей стороны было бы ребячеством кичиться независимостью. В прошлом году бюджетным организациям города бесплатно оказали рекламных услуг на 6 миллионов рублей.


– В каком направлении будут развиваться “Чаллы-ТВ”?


– Настанет момент, когда нам придется перейти на круглосуточное вещание. Социальная и возрастная структуры населения автограда меняются. С 9 до 13 часов надо организовывать специальные передачи для женщин-домохозяек, бабушек, которые проводят это время на кухне за стряпней. Почему мы должны безоговорочно отдавать эту аудиторию федеральным каналам? Первые шаги в указанном направлении сделаны. Взять ту же передачу “Фабрика красоты”. Неплохо бы подготовить спортивный блок. В общем, требуется дифференцированный подход к телезрителю, учет интересов всех групп населения.


У местного телевидения есть одно существенное преимущество: оно максимально приближено к людям. Каждый житель города является потенциальным героем его передач. Однако прошли времена, когда человек видел на экране свою физиономию неестественно красного цвета и испытывал счастье. Сейчас прежде всего требуется качество – и изображения, и звука, и всех остальных компонентов ТВ.


Проблем с кадрами, чтобы подняться на новый профессиональный уровень, у нас не возникнет. Полноценное пополнение черпаем в филиале КГУ. Настя Шатрова, Лейсан Гатауллина, Гузель Мансурова уже вполне адаптировались в стенах компании. Да что студенты журфака! Передачи для своих сверстников у нас вела одиннадцатиклассница, депутат городской детской думы Манюта Саушкина. Талантами челнинская земля не обделена.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще