Житель бугульминского поселка Карабаш Фазыл Абдуллович Валиахметов обычно не вступает в спор с теми, кто убежден, что все в жизни решают исключительно деньги. Человек тихий и бесконфликтный, он считает, что словами таким людям ничего не докажешь, да и нужно ли?
Жизненная позиция Валиахметова – меньше говори, а больше делай, и не только для себя. Вот и добротный дом, доставшийся ему от родителей, примечателен тем, что сюда постоянно идут люди. Не для того, чтобы скоротать время за беседой с давно знакомым хозяином, а с тем, чтобы расширить свой кругозор. Ведь Валиахметов открыл в этом доме… краеведческий музей и библиотеку. И люди, захаживающие сюда, не платят ни копейки ни за осмотр экспозиции, ни за пользование книгами. Так решил хозяин этого своеобразного культурного комплекса.
“Чудак человек!” – скажут о нем те, кто слишком уж рьяно усваивает уроки нынешних рыночных отношений. А сам Фазыл Абдуллович объясняет свое решение просто: когда узнал, что в этой, так называемой деревенской, части поселка закрылась библиотека, сразу подумал и о родительском доме, и о залежах книг в свой квартире – и то, и другое еще может послужить людям. Так одна из комнат в этом пятистенке стала публичной библиотекой, а основой ее фонда – книги, привезенные из квартиры, в которой коротают свой век Валиахметов с супругой.
Собирать книги Фазыл Абдуллович начал с детства. Делать это было непросто, в школьные годы приходилось отказывать себе не только в лакомствах, но порой и в школьных обедах: выдаваемые родителями копейки откладывались на покупку понравившейся книги. Отец с матерью – рядовые колхозники, поднимавшие на ноги восьмерых детей, ценили тягу Фазыла к чтению, но помочь с покупкой книг могли нечасто.
Тогда же Фазыл увлекся историей родного края. Пока был мальчишкой, через его руки прошло немало старинных вещей. Он делился со сверстниками дореволюционными медяками, вырытыми на огороде глиняными черепками, другой мелочью. Потом стал свои находки собирать, систематизировать. Первый его “научный вывод” был таким: поскольку среди находок много фрагментов керамики, попадаются даже целые изделия, предки карабашцев, скорее всего, были искусными гончарами.
– Позже я, конечно, понял, что в наших краях были развиты и другие ремесла, – говорит Валиахметов. – Да и нынче умельцы не перевелись, по экспозиции моего музея это прослеживается отчетливо.
Действительно, в переставшем быть жилым особняке выставлено уже около ста экспонатов, иллюстрирующих рукодельное мастерство местных жителей. Есть среди них такие, что особенно дороги Фазылу Абдулловичу.
Вот, к примеру, свадебное платье татарской девушки. Она вышла замуж буквально накануне Великой Отечественной войны, пробыла женой всего неделю. Впрочем, и вдовой пожила недолго – полученная на мужа “похоронка” подкосила ее, а лишения военного времени и тяжелая работа окончательно подорвали здоровье.
Обычный вроде бы экспонат, а за ним – человеческая судьба… Показывая платье молодым посетителям музея, Валиахметов каждый раз напоминает: учитесь ценить каждое мгновение жизни, будьте благодарны тем, кому пришлось принять на себя ратные и трудовые тяготы военного лихолетья.
К слову, под многими приметными экспонатами можно увидеть тщательно написанные Валиахметовым таблички с разного рода изречениями типа: “Кто не знает прошлого, не познает и настоящего”, “Необразованный человек одну жизнь живет, а образованный – тысячу”.
Многих посетителей организованного Валиахметовым музея привлекает собранная здесь фонотека. Песни, записанные на старых пластинках, особенно трогают пожилых людей. Они порой со слезами на глазах слушают мелодии давно ушедшей молодости и светлеют душой.
В ходе таких музыкальных вечеров Фазыл Абдуллович не упускает возможности расспросить ветеранов об истории Карабаша. У него даже сохранилась запись о том, как в конце позапрошлого века появился здесь необычный по тем временам староста… в юбке.
Случилось все, согласно преданию, в 1895 году, когда это татарское поселение посетил губернатор. Собрал он людей, начал задавать им разные вопросы о житье-бытье, об отношении к казенному управлению. Бойчее и грамотнее всех на вопросы отвечала женщина средних лет. Губернатора это так впечатлило, что он снял специальный знак с действующего старосты и передал этой женщине (звали ее Вадига), дескать, командуй теперь ты!
Воспоминания седоглавых земляков, переходящие из поколения в поколение, Фазыл Абдуллович обязательно записывает на видеокамеру – таких кассет у него набралось уже более восьми десятков. Накоплен им и богатый фотоархив. Снимки эти Валиахметов использует для регулярно организуемых им тематических фотовыставок.
Интересно, что в стремлении сделать фотографии родного края интереснее, живописнее, Валиахметов даже привлек к съемкам парапланеристов из Казани, Набережных Челнов, приезжавших полетать с горы Караул-тау, что за окраиной поселка. Мало того, потом и сам, будучи человеком весьма любознательным, освоил параплан, сделал нужные снимки с высоты птичьего полета.
Однако, по словам нашего героя, наибольшей высоты в жизни он достигнет, когда воплотит в жизнь очередную свою затею, суть которой – в значительном расширении предоставляемых им карабашцам частных культурных услуг. Для этого он намерен пожертвовать значительной площадью и второго принадлежащего ему дома. Строил его Валиахметов при помощи повзрослевших сыновей долгие годы рядом с родительским, чтобы поселиться в нем вместе с отцом, матерью. А теперь намерен разместиться с женой лишь на первом этаже, на втором же устроить что-то вроде медресе для местных ребятишек, а на третьем для них же – спортивный зал.
Но и это не все. В возведенной возле нового особняка кирпичной башне Фазыл Абдуллович намерен открыть своеобразную обсерваторию, установив на смотровой площадке телескоп.
И в это диковинное строение, и в новый дом вкладывал Валиахметов основную часть зарплаты, почитай, всю жизнь, работая и монтером связи, и учителем после окончания пединститута, и в районной газете. Отказывал себе во многом, как и сейчас, когда временно остался без работы.
Но, несмотря на нужду, продолжает изыскивать в очень скромном семейном бюджете средства для того, чтобы пополнить музейные экспозиции. Вот не так давно отправился в магазин, чтобы купить, наконец, новые туфли, а вернулся домой… с картиной своего земляка Н.Валиуллина.
– Вот узнал случайно, у кого она есть, и не удержался, купил, – виновато сказал жене. А та и не собиралась ворчать. Давно уже смирилась с тем, что ради интересного экспоната в музей муж и последнюю рубаху отдаст.
Конечно, при желании мог бы Фазыл Абдуллович поправить свои финансовые дела, продав, например, кое-что любителям старины. Подкатывался один такой к нему с просьбой уступить за весьма хорошие деньги граммофон, служивший людям еще в позапрошлом веке. Но Валиахметов отказал. Потом, правда, обменял эту экзотическую вещь на баян, которого не хватало музею.
За те десятилетия, что Валиахметов обустраивает свой удивительный комплекс, он лишь дважды обратился за помощью на сторону. Первый раз попросил немного досок в Бугульминском лесхозе, а второй – денег на телескоп в НГДУ “Иркеннефть”. Хотя проблем у него выше головы. К примеру, хорошо бы заменить очень старый телевизор в музее, по которому он показывает свои видеофильмы. Однако не торопятся бугульминские деловые и состоятельные люди с финансовой поддержкой этого бессребреника.
А он и не ропщет.
– Ну, если подсобит кто в чем, так спасибо скажу. А нет, так и не надо. Поднапрягусь и сам справлюсь, – говорит Фазыл Абдуллович своим тихим голосом.
Помните, с чего мы начали рассказ? Этот человек ничего никому не собирается доказывать. Он живет так, как давно для себя решил – в ладу с собственной совестью. Просить ему стыдно. Делиться с другими тем, что дорого самому, для него – в порядке вещей.