Путь к власти. Дано ли вам его пройти?

Вы никогда не задумывались, почему из детей, которые живут рядом, учатся в одном классе, вместе отдыхают, в жизни очень часто получаются совсем разные люди?

Автор статьи: Дина ГЕЛЬМАНОВА

Вы никогда не задумывались, почему из детей, которые живут рядом, учатся в одном классе, вместе отдыхают, в жизни очень часто получаются совсем разные люди? Почему кому-то “везет” и он добивается высокого положения в обществе, а кто-то так и доживает до пенсии в ранге рядового клерка?


Можно, конечно, сказать, что не каждому и надо быть начальником, ведь кто-то и подчиненным быть должен. Но ведь многие в подростковом возрасте действительно хотят стать известными и востребованными в обществе. Только хотеть – одно, а вот реализовать желание получается далеко не у всех. Однако, оказывается, чуть ли не с пеленок можно “прикинуть” шансы вашего чада стать лидером или успешным руководителем. И астрология тут совершенно ни при чем.


Рожденный ползать летать все-таки не может?

Оказывается, для того, чтобы стать лидером, нужны некоторые психофизиологические свойства. Меланхолики и флегматики сильными лидерами стать не могут по определению, считает заведующий кафедрой общей и медицинской психологии Казанской государственной медицинской академии профессор Владимир Менделевич. Потому что не каждый человек сможет работать по двенадцать-четырнадцать часов в сутки. А для успешного лидера работоспособность – критерий важный. Большинство же людей трех-четырехчасовой сон может выдержать от силы пару суток. А вот люди известные (Маргарет Тэтчер, например) совершенно спокойно могут обходиться четырьмя-пятью часами сна в течение многих лет. И ничего – выглядят великолепно.


А частые перелеты на дальние расстояния – в ту же Америку? Ведь могут же министры летать туда-сюда, и при этом им не нужно, как “простым смертным”, время на адаптацию к смене часовых поясов. Причем стимулировать себя кофе или чем-то другим им, как правило, тоже не приходится, поскольку никакие стимуляторы не могут приводить организм в нормальное состояние.


Так что активность – это врожденное свойство психики, которое зависит от темперамента. Заставить себя стать активным невозможно, тут уж что дано, то дано. Если политик будет умным, харизматичным и много каким еще, но при этом он ложится спать в десять вечера, а встает в восемь утра, он просто не сумеет реализовать весь свой “руководящий” потенциал.


Зачем руководителю харизма

Понятие “харизма” в какой-то момент, кажется, превратилось в спекуляцию. Большинство населения не может толком объяснить, что это такое. Но считается, что в случае выборов за харизматичного кандидата проголосуют охотнее. Хотя вкусы у всех разные. Кому-то Владимир Путин в сладких снах снится, а кто-то недоумевает: что электорат женского пола в нем такого уж супермужественного находит? Харизма, утверждает Владимир Менделевич, это как раз те самые качества, которые позволяют признать человека лидером. Прежде всего, это полная его уверенность в себе. По крайней мере, на публике. Не самоуверенность, заметьте, а именно внутреннее спокойствие. Такой человек не суетится, взгляд у него не бегает. Причем это зачастую не физиология, а умение контролировать свои эмоции. Следовательно, этому научиться можно.


Поддается коррекции и характер. Например, политик не может быть замкнутым, он должен уметь налаживать контакты, общаться с людьми, вовремя улыбаться. Настоящий политик должен быть своим в любой социальной среде.


Речи Буша – на анекдоты

Очень многие удивились и до сих пор удивляются, как это Бушу-младшему удалось стать президентом США. Ну, предположим, о его будущей не совсем логичной политике в период избирательной кампании не каждый мог догадаться. Но вот многие высказывания Буша как были курьезными, так и остались. Например, на заре своего президентства он искренне полагал, что Талибан – это рок-группа, и не мог уверенно назвать столицу Китая. И если бы американский президент был одним за всю историю таким “умником”. Но ведь нет. Посмотрите в течение недели выпуски новостей, послушайте наших государственных мужей и вы удивитесь, почему по телевизору показывают их, таких вроде как глупых, а не вас, такого умного и все понимающего. Парадокс, но ум и знания – отнюдь не главные составляющие успешного политика.


Интеллект его должен быть, конечно, выше среднего, говорит Владимир Менделевич. Но ум-то нужен ему не академический, а житейский. То есть интеллект в данном случае измеряется прежде всего житейской мудростью, здравомыслием и умением разбираться в людях. Большинство политиков без этих качеств явно ничего не добились бы. А о том, какой город является столицей Китая, им напомнят помощники.


Скажи, кто твой помощник, и я скажу, какой ты лидер

Можно быть политиком-лидером, яркой личностью и вести за собой массы. А можно быть политиком-менеджером и суметь собрать хорошую команду, которая будет на тебя работать и решать повседневные задачи, которые ты ставишь. И команда зачастую оказывается намного компетентнее своего босса. Казалось бы, многие ее члены имеют больше шансов стать во главе дела. Но заслуга работодателя в том, что он сумел их найти, собрать под реализацию своей идеи, запустить механизм этой реализации, стимулировать творческий потенциал подчиненных. Да сам факт, что руководитель признает: он чего-то не знает, говорит о многом. У некоторых ведь помощники формальные – принеси, отнеси. Такой руководитель все замыкает на себе, опасаясь, что его в конечном итоге кто-то из них сместит.


Это сладкое слово “власть”

Кто-то в итоге рвется к власти, а кто-то на определенном этапе сдается, понимая, что ему проще быть как большинство – пусть и не хватать звезд с неба, но зато спать спокойно, не забивая голову государственными проблемами и не беря на себя тяжеленную ношу ответственности.


Есть суждение, что к власти рвутся люди с комплексами, дабы какие-то свои недостатки этим компенсировать. Ну, вот Наполеон такой весь из себя великий только потому, что был маленького роста. А Сталин так стремился к власти, потому что был рябой, с одной полноценной рукой и опять-таки маленького роста. Про Гитлера и говорить нечего – этот вообще олицетворение понятия “комплекс”. Но Владимир Менделевич полагает, что к руководящим должностям людей ведет отнюдь не это. Названные примеры – скорее исключения из правил.


У нас действительно много видных, но невысоких, в физическом смысле, политиков. Высоким ростом не отличаются, к примеру, и первые лица Татарстана. А вот на Западе, по данным социологических опросов, шансов добиться успеха больше все-таки у высоких людей.


Надо понимать, что политика в нашей стране и, скажем, в Люксембурге – совсем не одно и то же. Ее структура, отношение общества к политику и цели, которые он перед собой ставит, сильно отличаются у них и у нас, говорит Владимир Менделевич. Каково общество, таковы и мотивы вхождения в большую политику. Например, простое удовлетворение властных потребностей. Ну очень хочется человеку руководить.


К сожалению, некоторые начинают понимать суть дела, на которое их поставили, только после того, как стали боссом. У нас ведь так нередко теперь бывает – не устраиваешь большое начальство на этом месте или вынужден уйти со своего поста – переходи на другой. Так, например, бывший хозяйственник, мэр Санкт-Петербурга Владимир Яковлев стал отвечать вдруг в стране за национальную политику. А Михаил Зурабов из главы Пенсионного фонда вдруг переквалифицировался в министра здравоохранения и социального развития. И таких примеров немало. Причем есть они и в нашей республике. Насколько такая перетасовка кадров полезна – вопрос.


Еще один мотив хождения в большую политику, нечасто, правда, случающийся, – желание, бывает, и наивное, сделать мир лучше. Пример – крупнейший ученый-атомщик Андрей Сахаров.


И один из самых распространенных в России мотивов в этом отношении – желание превратить бизнес в политику, а политику – в бизнес. Человек, достигший определенного влияния в бизнесе, понимает, что его рост остановится, если он не начнет расширять сферу своего влияния, используя властные рычаги. Вот он и прилагает все усилия, чтобы стать, к примеру, депутатом Госдумы…


Подарите кепки министрам

Конечно, жизнь публичного политика не так уж и приятна. Помимо великого груза ответственности за ту сферу деятельности, которой они занимаются, у министров и депутатов совсем не комфортная личная жизнь. Известный человек не может просто пойти куда-нибудь и иметь при этом возможность побыть анонимным. Один наш министр, совершая поход в магазин, очень неуютно чувствовал себя без бейсболки. Потому что все узнавали его растиражированное газетами и телевидением лицо и с любопытством наблюдали, что он там такое покупает. Вас наверняка раздражает пристальное внимание и шепот за своей спиной бабулей у подъезда, а тут человек выставлен на всеобщее обозрение…


Между прочим, многим министрам, другим руководителям, когда их узнают на улице, пользуясь случаем, без обиняков высказывают претензии относительно их работы. Громко и прилюдно.


Хотя, конечно, большинство политиков и чиновников как-то на свою узнаваемость пока не сетуют. Видно, плюсы такой жизни все-таки перевешивают минусы. Власть-то затягивает. Причем всерьез и надолго.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще