Чтобы тринадцатилетняя девчонка выиграла престижные скачки на Сабантуе – такого в Алексеевском районе еще не бывало. А уж когда победительнице вручали заслуженный приз – микроволновую печь, то комиссия поразилась: на вид ей, худенькой, с тонкими светлыми косичками, и одиннадцати лет не дашь. Детям положено дарить игрушки, так что “в довесок” к основному призу Валя Захарова получила огромного плюшевого медведя – почти с нее ростом.
Говорят, если чего-то очень хотеть, то это непременно сбудется. Только нужно не просто загадывать желание на падающую звездочку, а еще и добиваться его. Особенно если дело касается спорта. Но обо всем по порядку.
Всего год назад Валя – младший, шестой ребенок в большой семье Захаровых, ни о каких “сабантуйных” достижениях и не помышляла. Семья живет небогато, да и откуда взяться особому достатку, если мама-инвалид вынуждена одна кормить столько ртов? Конечно, на селе (а живут Захаровы в Билярске) сводить концы с концами помогает подсобное хозяйство. Работы здесь всегда невпроворот. Старшие братья Вали особо себя работой в огороде не утруждали – пусть, мол, девчонки стараются. Так что с раннего детства Валюшка свои обязанности четко знала: на ней да на старшей сестре Марине – прополка, поливка, охрана посадок от гусей да уток, да мало ли еще чего требуется на огороде… Мужская часть захаровского населения занималась более серьезными делами. К примеру, уходом за лошадьми. В крестьянском хозяйстве сегодня стараются перейти на “копытную тягу” – она и дешевле, чем тот же трактор, и универсальнее, и уход за ней попроще, да и дорогой солярки не просит – сеном обходится. Вот и Захаровы обзавелись парой лошадок. А однажды один из братьев – то ли ради смеха, то ли попугать решил не в меру бойкую сестренку – усадил кроху на лошадь. Ой, лучше бы он этого не делал. В первый же вечер после этого в семье случился переполох – младшенькая пропала. Обежали всех родственников и знакомых, ее подружек… Нету девчонки. Часа через три обнаружили малышку мирно посапывающей на куче соломы в сарае, аккурат между лошадьми. Мать перепугалась: а если бы несмышленая под их копыта попала? Влетело тогда и брату-экспериментатору, и Вале: чтоб близко больше к лошадям не подходила! Но дружба между крошечной Валей и красивыми, сильными животными завязалась надолго…
Быть тебе жокеем!
Способную девчонку год назад заметил “главный лошадник” района (“Лучше его у нас никто коней не знает, вы уж поверьте, – сказали нам по секрету. – Без него ни один Сабантуй не проходит”), сотрудник “Алексеевскдорстроя” Александр Гайнуллин.
– Помню, гололед был в тот день страшный, идти невозможно, у меня машина буксует, хоть плачь, и вдруг из-за поворота во весь опор вылетают две девчонки на лошадях, – рассказывает он. – А одна лошадь поскользнулась и… Я аж глаза закрыл: думаю, убьются обе – и она, и всадница. Нет, выровнялись и даже темпа не сбавили. Ну разве можно было не поинтересоваться, что за лихие головы в такую погоду гоняют? Зашел к Захаровым и, как увидел Валю, понял: прирожденный жокей. Маленькая, щупленькая – весу никакого, а глазенки отчаянные…
Часа два уговаривал Александр Петрович Валину маму, чтоб она разрешила дочери взяться за это дело всерьез. А у той – свои резоны: нечего ерундой заниматься (“Так и сказала – “ерундой”, – возмущается Гайнуллин), дома дел полно, учиться девочке надо, и так знаниями не блещет, то и дело учителя жалуются. Но Александр на высоте оказался. Пообещал, что устроит Валентину по совместительству на работу – ухаживать за лошадьми (пятьсот рублей в семье не лишние, верно?), форму ей выдадут, а по окончании школы – прямая дорога девчонке в ветакадемию с такой любовью к животным…
Валя и Рубин
Полуторагодовалый Рубин-Ройал, славный отпрыск мамаши буденновской породы и чистокровного английского верхового, отличавшийся великолепными данными и подававший большие надежды, был капризен, как любой красавец. Не дай Бог, овес чуть припахивает – Рубин и к кормушке не подойдет. Седло ему подайте только импортное – то ли по аромату кожи определяет, то ли еще как. Опилки в деннике должны быть свежайшими, а то и не войдет. В общем, ухаживать за строптивым скакуном было сущим наказанием. Хотя, к слову сказать, к лошадям на конюшне “Алексеевскдорстроя” относятся с большим почтением: к примеру, и седла, и вся остальная амуниция вплоть до подков – только финские. Дорого? Окупается с лихвой. Местные кони зарекомендовали себя в республике весьма неплохо. Например, недавно тренер Вали Олег Гайнуллин (сын Александра Гайнуллина) на рысаке Голливуде взял первый приз на ульяновском Сабантуе.
Любовь творит чудеса. Через месяц Рубин признал полное Валино превосходство. Любопытно смотреть, как управляется с рослым конем хрупкая девчонка, едва достающая ему до морды.
– Он очень любит, чтобы с ним разговаривали, – рассказывает Валя. – Лошади вообще умные и слова понимают лучше даже, чем люди…
Да уж, поспорить трудно, до многих из нас слова доходят с большим опозданием.
– Тренируются оба до изнеможения, – улыбается старший на конюшне Олег Гайнуллин. – Ну и результаты соответствующие. Когда встал вопрос – кому выступать на нынешнем Сабантуе, у нас и сомнений не было – Вале и Рубину. Кстати, держались оба здорово. Рубин, правда, нервничал немного, зато у Вали – ни тени волнения. А знаете, как состояние наездника передается лошади? После победы Валя мне заявила: “Я и не сомневалась, что выиграю!”
А вот скачки на Казанском ипподроме сложились для Вали и Рубина неудачно. Причин тому много – оба впервые на столь представительных соревнованиях, в малознакомом городе, только-только прибыли, даже дорожку как следует обкатать не успели. К тому же впервые в жизни Рубину пришлось начинать скачки из так называемого старт-бокса. Слов нет, эффектно, когда кони буквально вылетают на дорожку из автоматически открывающихся дверей, но к таким условиям должны привыкнуть и животное, и человек.
– Ни разу не видел, чтобы Валя плакала, – говорит Олег. – А после неудачного финиша смотрю, отъехала в сторону, спешилась и кулачками глаза трет. Рубин морду ей на плечо положил – извинялся, что ли? Успокаивать их не стал – они сами друг друга успокоили. Сказал только: “У вас все впереди”.
…В августе на конюшне пустовато – основной табун на вольном выпасе, в лугах. В денниках всего три лошади – уже знакомые нам Рубин, Голливуд да жеребая Люба. Этим не до каникул – жеребцам необходимы ежедневные тренировки, а “декретница” – под присмотром Олега Гайнуллина, который также является и дипломированным ветеринаром.
– Как вы думаете, получится из Вали звезда конного спорта? – спрашиваю у тренера.
– Постарается – получится. А вообще-то, почему обязательно звезда? Вот ветеринар из нее выйдет, это точно.
– Говорят, в школе у Вали не очень, математика не дается…
– Ну, знаете, я тоже задатков Архимеда не проявлял, – отвечает Олег. – Однако и рацион лошади, и необходимую дозу лекарства рассчитаю без ошибки.
– Хотя… – он педагогично покашливает и кивает Вале, – чтоб седьмой класс без “хвостов” окончила, чтоб Рубин за тебя не краснел. Ясно?