При уменьшающемся населении среди российских и европейских городов обостряется конкуренция за обладание наиболее ценным современным ресурсом
В последние годы столица республики совершила мощный качественный рывок в своем развитии – в город пришли крупные инвестиции и немалый капитал. Однако сейчас наступает решающий момент, призванный определить, сумеет ли Казань воспользоваться благоприятной ситуацией и выиграть конкурентную борьбу с другими городами России и Европы за свое благополучное будущее. Ожидается, что в это благополучное будущее попадут далеко не все.
Об этом говорилось на состоявшемся в столице Татарстана бизнес-форуме «Будущее города. Казань 2020», который собрал предпринимателей, представителей науки, общественных организаций, республиканского парламента и руководства города. Приветственное письмо форуму, организованному журналом «Деловой квартал», направил мэр столицы Ильсур Метшин.
В каком городе хотели бы жить казанцы? Что надо сделать, чтобы превратить столицу в настоящую территорию бизнеса, привлекательную для предпринимателей? Какие отрасли и приоритеты развития выбрать, чтобы выдержать конкуренцию в России и за рубежом? Как удержать высококвалифицированные кадры, способные обеспечить успешное будущее города? На эти и другие вопросы попытались ответить участники встречи. Причем речь на бизнес-форуме, хотя 2020 год и является неким ориентиром на будущее, шла о гораздо более длительной перспективе, о стратегии развития столицы республики на ближайшие десятилетия.
УЗНАВАЕМЫЙ «БРЕНД» КОНВЕРТИРУЕТСЯ В РУБЛЯХ
Сначала Маратом Сафиуллиным, руководителем Центра перспективных экономических исследований республиканской Академии наук, были представлены некоторые цифры из исследования ученых, которые свидетельствуют, что в целом за последние годы Казань развивалась довольно динамично в сравнении с другими российскими «городами-миллионниками».
После празднования 1000-летия мегаполиса, ярких спортивных побед нашей республики в России и за рубежом, проведения на высоком уровне целого ряда значимых общественных, спортивных и политических мероприятий, решения о проведении в городе Всемирной универсиады-2013 «бренд» Казани в стране и за рубежом стал узнаваемым. Это, в свою очередь, послужило причиной для значительных инвестиций. Только площадь торговых площадей на одного казанца в последние годы увеличилась в несколько раз. Достаточно быстрыми темпами проведена реконструкция многих улиц, возводится новое современное жилье. Столица похорошела и продолжает активно благоустраиваться.
Вместе с тем, согласно исследованию Академии наук республики, до трети выпускников инженерных специальностей вузов Казани планируют по разным причинам покинуть город. А это довольно тревожный показатель.
Население столицы, согласно проведенным опросам, во многом недовольно своим материальным положением, обеспеченностью детскими садами, медицинским обслуживанием, качеством школьного образования, коррупцией, проблемами экологии, состоянием ЖКХ, дорожного хозяйства.
СПАТЬ «ЖЕСТКО». А «МЯГКО» ЛИ СТЕЛИЛИ?
Что касается привлекательности для бизнеса, которая крайне важна для будущего города, то она состоит из нескольких слагаемых. По словам генерального директора, совладельца компании «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева, к основным из них относятся городская инфраструктура, в том числе наличие авиарейсов из аэропорта Казани в другие страны, отсутствие «пробок» на городских улицах, современная связь, обеспеченность услугами Интернета и т. п. Эти
вопросы решаются не всегда успешно, хотя подвижки в последние годы наметились. Не менее важно, по словам предпринимателя, создать правила игры, одинаковые для всех бизнесструктур. Пока же ситуация с этим оставляет желать лучшего.
Наиболее образно по этому поводу высказался председатель совета директоров компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. По его словам, если, например, в соседних республиках Чувашии и Марий Эл чиновники, не избалованные вниманием инвесторов, действуют с пришедшим бизнесом по принципу: «Запретить только то, что невозможно разрешить», то у нас этот подход зачастую видоизменяется до: «Разрешить только то, что невозможно запретить».
На взгляд директора отдела стратегического консультирования московской компании КРМG, готовящей стратегию развития Москвы для новой команды мэрии российской столицы, наиболее важным в деле привлечения бизнеса является настрой людей в руководстве города. В мировой практике принято считать, что есть «жесткие» критерии для бизнеса, предполагающего денежные вливания – развитие инфраструктуры, безопасность, географическое положение региона, наличие рабочей силы, а есть «мягкие» – настрой городской команды, ее компетентность, умение и желание идти навстречу инвесторам. И зачастую предприниматели вкладывают средства не туда, где обеспечена «жест
кость», а в регионы, где демонстрируют наибольшую «мягкость».
КОМУ ПРОЦВЕТАТЬ, А КОМУ «ДОЖИВАТЬ»
На бизнес-форуме неоднократно звучала мысль о том, что города России и Европы в условиях относительно свободного обращения денег, товаров и рабочей силы вступили в эпоху конкуренции по многим позициям. Сложилась ситуация, когда часть городов в перспективе научится успешно отвечать на вызовы времени, а другая часть станет деградировать и угасать. Создание комфортной жизни для людей во всех смыслах этого слова позволит городу удерживать и привлекать со стороны самый ценный современный ресурс – квалифицированных, перспективных и талантливых работников. А они, в свою очередь, смогут обеспечить высокий современный уровень городской инфраструктуры в самых разных отраслях жизни и наладить конкурентоспособное производство.
Те же города, которые не смогут конкурировать в борьбе за человеческий капитал, будут со временем становиться все менее приемлемыми для нормальной жизни, и отток ценных кадров оттуда станет неизбежным. И те, и другие попадают в замкнутый круг. Только первые – со знаком «плюс»: всесторонний комфорт, наличие ценного человеческого капитала и как следствие – успех в конкурентной борьбе. Вторые – со знаком «минус»: отсутствие нормальных условий для жизни, отток квалифицированных работников и как следствие – превращение в «доживающий» регион.
Казань в последние годы сделала значительный рывок в привлечении инвестиций. Однако он был совершен во многом за счет «личностного фактора» – желания и серьезных усилий руководства республики. Теперь перед городом стоит задача совершенно другого плана – сделать привлекательность для жителей и бизнеса фактором системным, малозависимым от личности конкретных руководителей. Эта глобальная перестройка, а именно она сегодня необходима, действительно необычайно масштабна и сложна. Она включает в себя абсолютно все сферы городской жизни. И главным критерием успеха в ее реализации станет условие: захотят ли самые умные, квалифицированные и талантливые люди связывать свою судьбу с нашим городом, сможет ли Казань не растерять свой ценный человеческий капитал, который постоянно подвергается соблазну обосноваться в других городах и регионах. От решения этого крайне важного вопроса зависит судьба города и всей республики на ближайшие десятилетия.