На другом конце провода

Звонок на урок – и ученики Нижнеуслонской средней школы Верхнеуслонского района занимают места в компьютерном классе. На голове у каждого – гарнитура (наушники с микрофоном), на столах вместо учебников – мониторы с закрепленной на них видео­камерой.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

В малокомплектные сельские школы приходит дистанционное обучение

Звонок на урок – и ученики Нижнеуслонской средней школы Верхнеуслонского района занимают места в компьютерном классе. На голове у каждого – гарнитура (наушники с микрофоном), на столах вместо учебников – мониторы с закрепленной на них видео­камерой. Включается экран, появляется изображение учителя и начинается урок… истории.

В таком вот формате, когда учитель находится от класса в нескольких десятках километров (в данном случае – в гимназии райцентра), четверо десятиклассников и трое одиннадцатиклассников теперь занимаются не только историей, а еще и обществознанием, русским языком и литературой. Именно по этим предметам в малокомплектной сельской школе не хватает учителей. Возить детей ради нескольких уроков в райцентр – накладно и неудобно. Перевести их полностью учиться в базовую школу? А зачем, если в других педагогах нехватки нет, и при этом в школе есть высокоскоростной Интернет…

– Еще в 2005 году мы в Татарстане начали внедрять дистанционное обучение. Правда, сначала для детей с ограниченными возможностями, – говорит заместитель министра образования и науки республики Андрей Поминов. 

– Со временем наработанный в этой области опыт решено было распространить на другие категории учеников. В частности, на детей из тех малокомплектных сельских школ, которые не полностью обеспечены учителями и по ряду причин не могут участвовать в программе «Школьный автобус».

Эксперимент по дистанционному обучению в малокомплектных школах начался в сентябре 2010 года в Верхнеуслонском, Камскоустьинском, Мамадышском и Апастовском районах республики. Всего в нем участвуют 11 малокомплектных школ, 7 базовых, 136 детей и 15 преподавателей. Во всех школах, участвующих в эксперименте, рассказала нам заместитель директора Республиканского центра информационно-методического обеспечения и контроля в области образования Минобрнауки РТ Рамиля Хафизова, было установлено новейшее компьютерное оборудование. Бесперебойную работу высокоскоростного Интернета обеспечивает татарстанский Центр информационных технологий.

С Интернетом, говорит директор Нижнеуслонской школы Ирина Хахина, проблем за все это время практически не было. А вот учеба в новом формате поначалу давалась старшеклассникам с трудом…

О том, как это получилось, рассказали сами школьники.

– Очень много информации, работать с которой нужно самостоятельно, это занимает много времени, мы к такому не привыкли, – говорит одиннадцатиклассница Алсу Минкина. – Зато потом получается, что и предмет осваиваешь, и информацию самостоятельно учишься искать, и навыки работы с современной техникой получаешь.

А вот десятиклассник Константин Каряжников так и вовсе признался, что ему в таком формате, когда ты не перед всем классом урок отвечаешь, а общаешься с учителем тет­а­тет, работать комфортнее.

Уточним некоторые детали удаленных уроков, чтобы читатель яснее понимал, о чем идет речь. В принципе во время самого урока, когда дети сидят в классе перед компьютером, учителя на другом конце Интернет-провода может и не быть. Некоммерческое партнерство «Телешкола» предоставляет учебный материал, который учащиеся штудируют самостоятельно, зайдя на сайт проекта, каждый под своим логином и паролем. Они изучают тему, затем выполняют тесты по пройденному материалу. Эти задания оцениваются в системе автоматически. Есть еще домашняя работа – ее выполнение контролируют и оценивают уже педагоги. Выполнять ее можно и с домашнего компьютера, зайдя на сайт под теми же логином и паролем. Впрочем, говорит Ирина Хахина, заниматься в компьютерном классе дети могут при желании и во внеурочное время.

Еще одно преимущество дистанционного обучения – нет нужды успевать за всем классом, ученики могут заниматься в удобном каждому темпе. А интернет-программа четко показывает, сколько учебных тем освоил каждый школьник, кто и по какой теме отстает. Это отслеживает не только учитель, но и кураторы от Минобрнауки, которые, заходя на сайт, видят полную картину учебного процесса. У них, как и у каждого из учителей, – также индивидуальные логины и пароли.

Педагоги с учениками общаются в основном по переписке, в режиме индивидуальных консультаций. Но если возникает необходимость, назначается время конференции, когда с учителем одновременно в режиме онлайн общается весь класс. Как раз такую конференцию мы и застали в Нижнеуслонской школе.

Позже, переехав в райцентр, пообщались и с педагогами. В проекте участвуют двое учителей Верхнеуслонской гимназии – преподаватели русского языка и литературы Татьяна Тихонова и истории и обществознания Камиль Сулейманов. Как и другие педагоги республики, работающие в эксперименте по дистанционному обучению, они прошли специальную подготовку, организованную республиканским Минобрнауки. Так что технических трудностей в работе не возникало. Что касается того, насколько вообще сложно работать дистанционно, то, признается Камиль Сулейманов, интерес к новому делу пересилил все трудности. К тому же современные дети, поклонники технических новинок, к эксперименту отнеслись с энтузиазмом. И если плохие оценки на обычных уроках некоторые школьники воспринимают равнодушно, то слабые результаты в компьютерных тестах их задевают довольно сильно: не модно это – отставать «в компьютере». Поэтому, получив низкие баллы от «Телешколы», ребята зачастую просят учителей не засчитывать им этот результат, дать возможность переделать задание.

Первое время, когда эксперимент только начался, педагоги ездили из гимназии в Нижний Услон ежедневно. Сейчас – изредка, если ученики попросят. Поскольку основную нагрузку в гимназии с учителей никто не снимал, дистанционная работа – консультации, проверка домашнего задания – в основном приходятся на вторую половину дня. Но они не жалуются.

– Да, с одной стороны, я больше загружена, но ведь при этом не должна специально готовиться к каждому уроку, сорок пять минут «держать» класс, эмоционально тратиться, – поясняет Татьяна Тихонова. И называет еще одно неоспоримое преимущество интернет-обучения: возможность углубленного изучения предмета. Ведь в сельской школе не всегда возможно организовать профильные классы, да и с репетиторами на селе сложно. А в дистанционной учебной программе предоставляется обширнейший материал по предмету, причем его не надо дополнительно искать по библиотекам.

Конечно, в процессе дистанционного обучения возникают и проблемы. Скажем, учащиеся практически не пишут вручную. А ведь в некоторых школах интернет-уроки идут не только в старших, но и в средних классах, где необходима отработка навыка письма. Тут определенным выходом из ситуации, по словам Татьяны Тихоновой, могут стать аудио-диктанты и так называемые документ-камеры, которые позволяют учителю эти диктанты увидеть. Среди других явных недостатков – большое количество времени, которое дети просиживают перед компьютером, и сопутствующие этому малоподвижность и нагрузка на зрение. К тому же нельзя не признать, что живое общение с учителем ребенку, особенно младшего возраста, ничто не заменит.

Ну и, наконец, нужно сказать о том, что далеко не во все удаленные школы республики проведен высокоскоростной интернет – по словам Андрея Поминова, примерно 17 процентов малокомплектных образовательных учреждений не могут участвовать в эксперименте именно по техническим причинам.

– Безусловно, дистанционное обучение – не панацея, – соглашается учитель с восемнадцатилетним стажем Татьяна Тихонова. – Но это одна из возможностей решения проблемы малокомплектных школ, и возможность неплохая. Согласитесь, пусть лучше будет онлайн-учитель, чем не будет никакого…

С такой постановкой вопроса согласны в Минобрнауки. По словам Рамили Хафизовой, на будущий год к эксперименту с дистанционным обучением планируется подключать другие районы.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще