О богатых купцах замолвите слово

Попасть в XIX век, в гости к купцу, могут теперь елабужане и гости города.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_1347367073

Попасть в XIX век, в гости к купцу, могут теперь елабужане и гости города. Здесь открылся музей, посвященный торговому сословию и воспроизводящий атмосферу купеческого дома.


У Елабуги с купцами отношения особые: если бы не они, возможно, не называли бы сейчас город “жемчужиной Прикамья”, не было бы здесь стольких учебных заведений, красивых зданий, не было бы и давних культурных традиций. В конце концов, даже признанный во всем мире живописец Иван Шишкин – родом из купеческой семьи!


В XIX веке Елабуга стала торговым и культурным центром Прикамья, да что там говорить, это был единственный крупный город на много верст вокруг, и положение такое сохранялось до появления по соседству новостроек.


Как в старину, у купеческого домика прогуливаются барышни...Можно сказать, что купцы выстроили всю старинную Елабугу. Ведя многомиллионную торговлю, они не забывали о нуждающихся, тратя на благотворительные цели огромные суммы. Поэтому музей, по задумке его создателей, – своеобразная благодарность современников своим предшественникам, дань памяти добрым делам не только елабужского, но и всего российского купечества.


Музей уютно расположился в одноэтажном здании старинной постройки во дворе Елабужского педагогического университета. По сути, это частная коллекция ректора учебного заведения Наиля Валеева. Большой почитатель старины, он всю сознательную жизнь собирал интересные вещицы и вот решил выставить их на обозрение общественности. К купцам у него особая любовь: уже 30 лет исследователь занимается историей елабужского купечества, большое внимание уделяя династии Стахеевых.


– Заслуги Стахеевых перед Россией огромны, – с жаром говорит ректор. – Несмотря на многолетние попытки доказать это, многое еще предстоит сделать, чтобы обозначить масштабы их деятельности. Стахеевы входят в десятку крупнейших российских купеческих династий-благотворителей – миллион рублей в год на дела благотворения мало кто тратил, а они поступали так в течение 40 лет.


Стахеевы имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы, фабрики, универмаги. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Многомиллионная торговля велась с Англией, Францией, Германией и Голландией.


Уже в середине XIX века по числу купцов Елабуга приравнивалась к Вятке, имея население в 3,5 раза меньше против губернского города, при этом количество купцов первой гильдии было на восемь человек больше.


Уездное и городское училища, женская гимназия, училище для слепых, епархиальное училище, Александринский детский приют, Троицкая церковь, Казанско-Богородицкий женский монастырь, несколько каменных храмов в разных губерниях и многое другое было выстроено на средства купцов. Одни Стахеевы поддерживали церкви в 22, то есть почти в половине губерний России. Они же построили в Елабуге электростанцию в числе первых городов империи.


Большая часть представителей династии покинули Россию после революции 1917 года, и так и жили разбросанными по свету, не зная друг о друге ничего, а многие даже не подозревали, что являются потомками некогда знаменитого на всю страну рода. А воссоединил родственников Наиль Валеев, прямо как в телепрограмме “Жди меня”. Несколько лет назад поиски наконец дали результат, и теперь Стахеевы знают, что “осколки” династии есть в США, Великобритании, Сингапуре, Франции, Китае, Швейцарии. Некоторым довелось встретиться на исторической родине. На торжественное открытие музея приехали Джордж Стахеев из Австралии и Игорь Стахеев из Москвы. Они сделали свой вклад в музейную экспозицию. Игорь привез единственное, что у него осталось от деда, – фарфоровые изделия, упомянув, что фотографии и документы уничтожали “на всякий случай” – считались ведь “врагами народа”. Джордж, которого в России перекрестили в Георгия (или Юрия, с чем он вполне согласен), привез бесценный дар – потертый альбом со старыми фотографиями-подлинниками, себе оставив копии. Часть снимков была сделана еще в дореволюционной Елабуге.


В музее – первая экскурсия. Здесь несколько разделов: купеческая лавка, женская комната, гостиная, кабинет.


Елабужский педагогический университет. Это здание построено на средства Глафиры СтахеевойМебель известных мастеров, самовары, прекрасно сохранившийся музыкальный ящик, играющий нежные переливчатые мелодии – редкость даже для крупных музеев, фисгармония – мини-орган, на которой Джордж-Георгий под всеобщие аплодисменты сыграл интернациональную мелодию – “Собачий вальс”, люстра с подвесками из горного хрусталя (в московских антикварных магазинах такие стоят около 50 тысяч долларов) и много чего еще. Из бывших купеческих домов, из подвалов, в полуразрушенном виде доставалось это и восстанавливалось.


В женской комнате – швейная машина: каждая мать семейства умела шить и вышивать, а более богатые семьи содержали белошвеек – это были зачастую выпускницы елабужского Александринского приюта. Некоторые купчихи активно занимались предпринимательской деятельностью. По российскому законодательству второй половины XIX века четверть недвижимого и 1/7 часть движимого имущества принадлежала женщине.


Экскурсовод рассказывает о почерпнутых из воспоминаний одного купца сведениях об их быте: к столу обязательно подавали щи, дичь – обычно рябчиков, закуски, которые возбуждают аппетит, вина. От предложенной пищи отказываться было не принято.


Из прейскуранта вин можно узнать, что бутылка импортного белого вина стоила 1 рубль – очень дорого, если учесть, что на 10 копеек можно было купить несколько сдобных булок. А вот бутылка вина, произведенного торговым домом Стахеевых, стоила 50 копеек, за эту же цену можно было купить ведро баварского пива.


Уголок, символизирующий кабинет, посвящен Дмитрию Ивановичу Стахееву, купцу, журналисту и писателю. Здесь книги, газеты. “Казанский телеграф” открыт на странице объявлений, где сообщается о наборе в елабужское реальное училище.


В один день с музеем в здании педуниверситета открыли бюст Глафиры Федоровны Стахеевой – волевые черты, сосредоточенное и строгое выражение лица. Эта женщина на свои сбережения построила в память о муже Василии здание епархиального училища для дочерей священников, больше похожее на дворец, где ныне расположен университет. Больше ста лет в этих стенах готовят учителей.


Глафира Федоровна, уроженка известной казанской купеческой семьи Докучаевых, после смерти мужа не вышла больше замуж, вела монашеский образ жизни. После революции она не уехала из России, умерла в 1927 году в Елабуге, в доме для престарелых.


В Епархиальном училище обучение стоило 100 рублей, сумма солидная, если учесть, что лошадь можно было купить за 12-15 рублей. В эту сумму входило полное содержание, включая одежду и питание. За дополнительную плату обучали иностранным языкам и музыке, на первом этаже стояли белые рояли. Глафира Федоровна содержала, по прикидкам ректора, четверть девушек за свой счет.


А на 27-тонный мраморный иконостас здешней домовой церкви не раз “покушался” Эрмитаж.


Славились стахеевские оранжереи, даже экзотические южные растения здесь давали урожай. В наших климатических условиях росли пробковые, бамбуковые деревья, более 100 сортов южных растений, была здесь своя Эйфелева башня из цветов – дело рук садовника Александра Лазарева. Университет до сих пор окружают столетние липы и лиственницы, привезенные с Аляски сыном Глафиры Федоровны. Джордж Стахеев познакомился здесь с внуком садовника Геннадием Плошкиным, он сохранил немало интересных фотографий.


В заключение – беседа с австралийским гостем. Во время революции его дед бежал на Дальний Восток, оттуда – в Китай, где семья жила долгое время. Здесь же познакомились отец и мать Джорджа, а сам он родился уже в Австралии. Он никогда не покидал Австралии за свои 55 лет вплоть до прошлого года, когда впервые приехал в Елабугу. Джордж отлично говорит по-русски, с легким английским акцентом, любит пошутить и ввернуть поговорку. Сохранили австралийские Стахеевы и православную веру. Джордж уже ощутил причастность к истории:


– Нас, Стахеевых, очень радует, что до сих пор это здание служит на пользу народу. Я никогда не знал своей истории, отец не рассказывал, только кое-какие краткие слова. Теперь знаю. Как домой приехал сюда.


– Ваши дети знают русский язык?


– Не очень хорошо, я кое-как справляюсь, они – хуже.


– Вы тоже торговлей занимаетесь, как и ваши предки?


– В принципе, в этой сфере. Это мания (смеется).


– Вашим бабушкам, дедушкам удалось свои капиталы вывезти?


– Нет, ничего, с нуля все начинали.


– Ходят легенды, что Стахеевы закопали золото.


– Да, говорили, что спрятали, но где и кто, не знаю. Может, до сих пор зарыто. Если найдут, пусть идет на такое дело (показывает на здание университета).


Основатели надеются, что новый музей станет одним из самых ярких в городе.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще