Хорошее дело – баня. Без бани – просто беда. Жители нефтяного поселка Карабаш в Бугульминском районе убедились в этом на личном опыте.
Она работала здесь полвека и была одним из образцовых учреждений подобного назначения на всем юго-востоке республики. И взрослые, и дети шли сюда неиссякаемым потоком. Теперь баня закрыта, и в то же время она вроде как существует. Стоит, словно памятник чьей-то бесхозяйственности, отключенная от системы отопления, света, с плесневеющими стенами и потолками…
А повесили амбарный замок на двери бани более двух лет назад, когда в составе поселкового многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства она была передана на баланс однопрофильного бугульминского объединения. А его начальство, не долго раздумывая, продало карабашскую баню некоему предпринимателю из Бугульмы.
Как потом выяснилось, покупатель приобретал помывочное заведение с одним непреложным условием – сохранить его целевое назначение. Однако у собственника, как представляется, были другие цели, далекие от насущных интересов людей. Для него баня – товар, который необходимо было повыгодней перепродать, если, конечно, получится. Да вот только карабашцы, прикипевшие душой и сердцем к бане, не захотели допустить, чтобы она превратилась в какую-нибудь закусочную или ночной клуб с саунами сомнительного свойства…
Тот, кому руководители Бугульминского предприятия жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства продали баню, совершил ошибку не меньшую. Ведь вряд ли у бизнесмена изначально имелась возможность заработать на ней миллионы. К тому же куплено было только здание бани, а вот оборудование и другая инженерная атрибутика банного и котельного хозяйства остались в государственной собственности, и никому, хочется надеяться, проданы уже не будут.
С нерадивым покупателем бани представителям местных властей, конечно же, необходимо встретиться, разобраться что к чему и как быть. Уж где-где, а в нефтяном Карабаше с его материальным потенциалом есть возможность сохранить баню. Тем более что и начальник НГДУ “Иркеннефть” Р.Галимов, и главный врач Карабашской больницы И.Минхайдаров, и местные депутаты в настоящее время считают решение данной проблемы приоритетным.
Необходимо, наконец, разобраться, почему, собственно, баня была закрыта. Говорят, продали из-за убыточности – газа, видите ли, много потребляла. Но разве сложно было перевести банную котельную на экономичный режим? Видно, коммунальщики рассудили по-обывательски: раз, мол, в Карабаше у людей имеются собственные бани, излишне его жителям иметь еще и общественную. Пусть-де топят свои.
Что же получается? Абсурд какой-то. Может быть, и хлеб мы должны печь дома сами, раз у всех имеются плиты или печи?
На самом деле собственные бани есть в хозяйстве не у всех, а если даже и имеются, то это не аргумент закрывать баню общественную, пусть даже и убыточную. Бани, как известно, в принципе не могут приносить прибыли. Как, впрочем, и многие другие объекты социальной сферы. Не закрывают же в том же Карабаше Дом культуры, хотя он давно нерентабелен. Кинозал величиной с самолетный ангар чаще всего пустует, кинофильмов в нем не показывают, с концертами и спектаклями никто не выступает… Да и дома у всех имеются телевизоры… Однако данный очаг культуры “функционирует” ежедневно. И нефтяники не жалеют средств на его содержание и ремонт.
Судьба общественной бани, которая так необходима карабашцам, сегодня не волнует ни ответственных работников (прежде всего – местное ЖЭУ №8), ни Карабашский поселковый совет, при чьем попустительстве она была продана частному лицу. Поэтому жители поселка вынуждены ездить на помывку за десятки километров – в Лениногорск или Бугульму. Это кто помоложе, а как быть ветеранам войны, пенсионерам?
Мэлс ЛАТЫПОВ.