Масштабы хищений цветмета становятся настоящим национальным бедствием, констатируют в одном из последних номеров лениногорские “Заветы Ильича”. От этой напасти жестоко страдают сегодня и садоводы, особенно старики-пенсионеры.
Поначалу в хозяйстве, жалуется в своем письме читательница Н.Идиятуллина, исчезают куски алюминиевой проволоки, используемой в качестве креплений. Затем пропадают посуда, сетчатые заборы, баки, трубы, по которым подается вода, металлические крыши… Огороды “раздевают” в считанные часы. Жертв не выбирают, “чистят” всех подряд. Ко всему прочему “металломания” – болезнь заразная. В селе Зеленая Роща в два приема “раздели” новый павильон на автобусной остановке, радовавший путников своим видом. Сначала сняли тяжеленные трубы одной перегородки – ворам сошло с рук. Затем сняли вторую. Позднее пропали скамейки и стены, остался лишь фундамент. Видимо, все сразу утащить было не под силу. Но утащили!
И что же? Злоумышленники спокойно разгуливают среди нас! Корень творимого безобразия – безнаказанность. В селах все обо всех знают. Из уст в уста передаются имена тех, кто у кого взял и куда продал. Но пока есть куда продать, всегда найдутся те, кто это сделает.
Сколько веревочке ни виться, конец известен. Темной майской ночью на центральной площади Бавлов была разрушена большая художественная композиция из цветочных клумб – популярная местная достопримечательность. Это украшение, сообщает газета “Слава труду”, состояло из одиннадцати больших железобетонных корзин на высоком постаменте в виде цветка. Надо было очень постараться, чтобы сломать это сооружение.
Одна неравнодушная горожанка, ставшая случайным свидетелем случившегося, вовремя позвонила куда надо. Двоих молодчиков задержали по горячим следам, чуть позднее – еще двоих. Все они, как выяснилось, были в состоянии алкогольного опьянения. Оно и понятно – в здравом уме и трезвой памяти устроить подобный погром вряд ли кому-то пришло бы в голову. Любопытно, что задержанные не беспризорные и не отъявленные негодяи – все, как на подбор, из благополучных семей. Несмотря на это и на несовершеннолетие виновников, придется им отвечать по всей строгости закона.
Воспитание в семье – главный и необходимый инструмент социализации личности. Именно эта тема стала ведущей на страницах районок в прошлом месяце, что вызвано было во многом инициативами Президента России относительно решения демографической проблемы. “Кайбицкие зори” тут же ввели почин печатать фотографии сирот, которые находятся на воспитании в приютских домах. Акция проводится по инициативе органов опеки, цель – чтобы как можно большее число людей усыновляло или брало сирот под опеку в приемную семью. Под снимками с симпатичными мордашками указаны имя, возраст, характер ребенка, цвет его глаз и волос и нередко (к большому огорчению) – имеющееся заболевание.
Как активно принимают татарстанцы сирот в свои семьи? В этом попыталась разобраться спасская “Новая жизнь”. Оказалось, принимают, но предпочитают при этом чаще всего быть попечителями, но не усыновителями. В чем, спросите, разница?
Разница существенная. Усыновители, принимая в семью ребенка, после решения суда дают ему свою фамилию и берут на постоянное воспитание и под полную ответственность. А вот приемные родители принимают ребенка на время – в зависимости от договора опеки с государством. А главное – опекуны получают за это специальное пособие (фактически зарплату), а в трудовую книжку заносится соответствующая запись. Многие берут детей в свои семьи именно ради пособий.
С апреля ежемесячная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданным под опеку в приемные семьи, заметно увеличилась. Если раньше сумма денежного пособия на дошкольника составляла 1944, на школьника – 2484 рубля, то сейчас – 3900 и 4500 рублей соответственно. Кроме того, приемным родителям, имеющим педагогическое или медицинское образование, установлена ежемесячная доплата в размере пятидесяти процентов от минимального размера оплаты труда.
Еще одно важное наблюдение в этой связи отмечает альметьевское “Знамя труда”. Жители республики предпочитают оформлять опекунство в основном над новорожденными и малышами. С более старшими детьми сложнее – поди совладай со сложившимся характером.
Сегодня в Альметьевске около ста сирот. Чтобы сделать идею попечительства более привлекательной, газета решила рассказать об обездоленных детишках. Оказывается, только в третьем отделении местной детской больницы сегодня лечатся и живут восемь малышей. Среди них есть и отказные, то есть брошенные, и те, чьи родители лишены родительских прав. Самому старшему – Радиславу – один год и четыре месяца, самой младшей (у девочки еще нет имени) – почти три месяца. Ее мама, приехавшая на заработки из недальнего зарубежья, оставила малышку в роддоме, исчезнув в неизвестном направлении. Самая счастливая из всех подопечных больницы – пятимесячная Анечка – ее скоро удочерят. Десятимесячная Аделина, которую мама, опомнившись, поначалу забрала было из больницы, а недавно снова вернула в палату.
Очень ждут приемных родителей годовалые Камиль и Камиля. По словам заведующей отделением Разии Гилиевой, близнецы здоровы и физически, и психически, развиваются хорошо. Было бы здорово, пишет газета, если бы близнецов побыстрее нашли новые родители – разлучать их по закону нельзя…
Звучит цинично, но рождение и смерть шагают рядом. В канун Дня Победы Муслюмово содрогнулось от потрясшей всех новости: зарезали двоих человек. Сначала убитого сына в резервуаре с водой нашла престарелая мать. В ходе следственных действий было также обнаружено бездыханное и изуродованное тело девушки. “Сельские огни” поспешили сообщить, что предполагаемый убийца уже задержан. Во время беспрецедентного по жестокости (по местным меркам, конечно) преступления он был сильно пьян.
По символическому совпадению рядом с этим сообщением газета опубликовала список привлеченных решением суда к административной ответственности за торговлю фальсифицированной водкой или самогоном. В нем четырнадцать человек, причем самому пожилому – 84 года. Действия этих людей невозможно ни понять, ни простить. Излишне говорить, к каким тяжким последствиям приводит алкоголизм. Еще одно подтверждение тому – преступление, шокировавшее в эти дни добропорядочное Муслюмово. А сколько других покалеченных “зеленым змием” судеб, сколько детей остались сиротами!
Воистину что-то неладное творится с нами, пишет в редакцию мамадышской “Вятки” пенсионерка Флюра Сайфуллина из села Нижняя Сунь. Несколько лет назад она специально продала квартиру в Набережных Челнах, чтобы начать новую жизнь в сельской глубинке. Жизнь здесь тогда казалась вполне сносной. Но сегодня женщина горько сожалеет о принятом некогда решении.
“Даже не верится, – сетует Флюра-апа, – что село славилось на весь район, и на Сабантуй к нам однажды приезжал сам Президент России. Теперь показывать, что здесь происходит, стыдно. Дом культуры обветшал и находится в аварийном состоянии, в коровники не войти – антисанитария! Сами мы никому не нужны, ощущение такое, как будто живем в обществе, где каждый предоставлен сам себе. Простой люд едва сводит концы с концами. Не успеет власть ненамного поднять пенсии, как тут же дорожают газ, электроэнергия, услуги связи, продукты питания. Народ устал. Старики вымирают, молодежь покидает село. Не верится, что достойная жизнь когда-нибудь вернется в наши края…”
А вот Файхуну Шайгарданову из села Тогашево надежда не покидает. На страницах рыбнослободских “Сельских горизонтов” она тоже поделилась рассказом о незавидной судьбе своей малой родины в последние годы. Раньше здесь был прославленный колхоз имени Вахитова, который объединял семь крупных соседних сел. В них были свои дома колхозника и культуры, магазины, школы, ясли, по пять-шесть животноводческих ферм. Жили зажиточно, была работа… Потом все это неожиданно рухнуло: фермы разрушились, технику разворовали, скот раздали.
Недавно на село пришел инвестор. Началось восстановление хозяйства, закуплена новая техника, засеяны поля, новые хозяева отвращают сельчан от пьянства, дают работу. Но перелома в сознании людей пока не произошло. Люди сомневаются: возможны ли перемены к лучшему?
В качестве решающего аргумента Ф.Шайгарданова предлагает: вот если бы в Тогашеве восстановили детский сад! Он закрылся здесь уже более десяти лет назад. Между тем нынче в селе родились пятеро детишек, живут еще четырнадцать малышей. Если не подумать об их будущем, не будет Тогашева.
Преемственность поколений – вещь великая, считает лаишевская “Камская новь”. Славная традиция местных поисковиков продолжается. В очередной экспедиции ребят из села Столбищи в Долину смерти были обнаружены и перезахоронены останки восемнадцати бойцов Красной Армии. Один из них, судя по именному медальону, – наш земляк.
В записке, обнаруженной внутри медальона, сказано: “Иван Яковлевич Илюшин, 1914 года рождения, уроженец с.Екатериновка Куйбышевского района Татарской АССР”. По данным редакции республиканской “Книги памяти”, погиб он 15 июня 1942 года.
Родственники И.Я.Илюшина, которые по-прежнему проживают в Екатериновке, узнали о находке в тот же день. Дочь и внучка были приглашены в местечко Мясной Бор Новгородской области, где в канун Дня Победы, 8 мая, состоялось торжественное перезахоронение бойца. На его могиле по традиции посадили дерево, на памятнике установили табличку… А дочь Вера Ивановна Авдошина увезла на родину куст смородины – со священной земли, обагренной кровью отца.