Сколько бы мы ни критиковали жилищно-коммунальное хозяйство, однако все понимают, что данная отрасль касается каждого человека. Невозможно представить себе нормальное существование без крыши над головой (правда, хочется, чтобы крыша эта была добротной), без стабильного водоснабжения (только водица стала бы чище), а зимой – без тепла в доме (даешь горячие батареи каждый день!)…
Многие десятилетия такая жизнеобеспеч ивающая сфера, как ЖКХ, оставалась обделенной вниманием властей, поэтому и стала балластом российской, в том числе и татарстанской, экономики. Чтобы вытащить ее из глубокой ямы, у нас была принята программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Татарстана на 2004-2010 годы. А поскольку невозможно решить все накопившиеся в отрасли проблемы одним махом, реализацию данного проекта разбили на три этапа, первый из них приходится на 2004-2005 годы. То есть по времени уже завершен. Но с какими результатами? Удалось ли выполнить все программные задачи?
Это стало темой прошедших в конце минувшей недели парламентских слушаний, в которых помимо депутатов Госсовета и кураторов программы из Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ также принимали участие депутаты Госдумы России, руководители республиканских министерств и ведомств, главы муниципальных районов и городских округов.
Вот так удача – дебет превысил кредит
Для начала обозначим, в чем заключалась цель первого этапа преобразований в отрасли. Реформаторы главным образом рассчитывали, во-первых, добиться стабилизации предприятий ЖКХ, во-вторых, усовершенствовать механизмы соцзащиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, в-третьих, перейти на реальные договорные отношения в этой сфере с учетом ее демонополизации, создания конкурентной среды и рынка услуг.
Как подчеркнул министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин, программу реформирования отрасли следует рассматривать обязательно вкупе с приоритетным национальным проектом “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”, поскольку жилье должно быть доступным не только в части его приобретения, но и содержания и эксплуатации. Да и без развития строительного комплекса данные программы однозначно потерпят фиаско. И верно: что толку в новом доме, если из-за небрежного к нему отношения или некачественных стройматериалов он быстро превратится в старый.
По словам министра, за пять лет реализации нацпроекта нужно построить 10 млн. квадратных метров жилья, на что израсходовать 180 млрд. рублей. Причем только в создание инженерной инфраструктуры под новое строительство требуется вложить 6,6 млрд. рублей. Власти намерены привлечь к этому делу инвесторов, которым, впрочем, невыгодно прокладывать коммуникации за свой счет. Ну а если стоимость сетей приплюсовать к цене квадратного метра, то о доступности жилья можно забыть. Поэтому глава Минстроя предлагает включить инвестиционную составляющую в тарифы на коммунальные услуги.
Однако председатель парламентских слушаний – руководитель комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев напомнил министру о том, что Президент Минтимер Шаймиев высказался против такого предложения. С одной стороны, несправедливо расплачиваться всем миром за успех национального проекта, но с другой – нельзя перекладывать эту проблему на плечи будущих новоселов. “Почему я, желая купить квартиру в новом доме, должен платить за подведение к нему сетей? – возмутился Виктор Ельцов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. – Ведь неизвестно, сколько еще объектов будут использовать эти коммуникации. К тому же невозможно вычленить стоимость куска трубы, за который должен заплатить конкретный жилец. Между прочим, Градостроительный кодекс возлагает решение данного вопроса на муниципальные власти…”
“Сетевая” проблема стоит на повестке дня достаточно остро, в связи с чем участники совещания уделили ей немало времени. И все же не забыли подвести итоги первого этапа реформы ЖКХ. Одно из основных достижений – отрасль впервые за всю историю своего существования вышла на безубыточную работу и достигла 1,1 процента рентабельности. В прошлом году получена прибыль в размере 166 млн. рублей. Также впервые дебиторская задолженность в ЖКХ превысила кредиторскую (аж на 512 млн. рублей). Все это прежде всего благодаря тому, что с начала 2005 года республика перешла на стопроцентную оплату населением экономически обоснованной стоимости услуг, одновременно ликвидировав систему перекрестного субсидирования. И средства граждан стали основным источником покрытия расходов предприятий ЖКХ.
Кроме того, с целью привлечения в отрасль частных инвестиций проводились приватизация и реформирование жилищно-коммунальных организаций. Данный процесс планировалось завершить к концу минувшего года, однако сделать это не удалось, поскольку количество предприятий – претендентов на преобразования увеличилось со 144 до 236. Но работа продолжается. И инвестор заинтересовался данным хозяйством. К примеру, сегодня 26 процентов многоквартирного жилищного фонда республики управляется частными компаниями, во многих городах, в том числе и в Казани, весь жилфонд обслуживается частниками. А такие крупные инвесторы, как “Татэнерго” и “Таттрансгаз”, направляют миллиарды рублей на реконструкцию инженерных сетей.
И снова подкузьмил недоремонт
Несмотря на переход на стопроцентную оплату ЖК-услуг, среднетатарстанские тарифы на 36 процентов ниже среднероссийских, в чем уверяет Марат Хуснуллин. И собираемость платежей за прошлый год достигла 95 процентов, что, по его словам, говорит о доступности ЖК-услуг. Но председатель Федерации профсоюзов РТ Татьяна Водопьянова не согласилась с министром. По ее мнению, рост благосостояния народа не успевает за увеличением тарифов. На что глава Минстроя ответил так: “Многие годы социальные проблемы решались за счет жилищно-коммунальной отрасли. Нужно повышать доходы населения, а не загонять ЖКХ в яму”.
Вместе с тем озвученному министром показателю по собираемости платежей позавидовали бы и в развитых странах. А чтобы повышение квартплаты не ударило по бюджету малообеспеченных граждан, для них сохранены все традиционные меры социальной поддержки и предусмотрены новые – в виде жилищно-коммунальных субсидий. В прошедшем году получателями субсидий стали 320 тысяч татарстанских семей (почти 24 процента), средний размер такой материальной помощи составил 423 рубля в месяц. Из бюджетов всех уровней на это ушло 1,3 млрд. рублей.
На местах проблемы с предоставлением ЖК-субсидий хотя и возникают, но все же решаются. А вот самым болезненным вопросом реформирования отрасли по-прежнему остается создание в многоквартирных домах товариществ собственников жилья. Планировалось, что к марту нынешнего года половина жилого фонда будет передана ТСЖ. Однако сегодня в республике действуют 1125 товариществ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов (из них 640 ТСЖ), которые охватывают лишь 15 процентов многоквартирного жилфонда. Большая часть собственников жилья пока отдает предпочтение управляющим компаниям.
И причины такой ситуации не только в неготовности населения взвалить на себя функции управления своей собственностью. Камнем преткновения на пути к формированию ТСЖ является капитальный ремонт жилых домов, вернее, его отсутствие. Причем недоремонт копится из года в год. Если в прошлом году на его устранение требовалось 13 млрд. рублей, то сейчас уже 17 миллиардов. Минстроем разработана республиканская целевая программа по ликвидации недоремонта общего имущества в многоквартирных домах, реализация которой призвана привести жилищный фонд в нормативное состояние, а значит, и поспособствовать созданию ТСЖ.
Еще одну серьезную причину обозначил председатель ТСЖ “Дружба” Валерий Жердев (Зеленодольск). Он признался, что уже два года не может зарегистрировать кондоминиум, так как чиновники наотрез отказываются отдавать землю под жилым домом в собственность товариществу. “Так выполняется у нас программа реформирования ЖКХ, во второй части которой делается акцент на формировании ТСЖ и кондоминиумов”, – прокомментировал Валерий Жердев. Марат Хуснуллин напомнил присутствующим, что Президентом республики поставлена задача: упростить, сократить и удешевить процедуру регистрации земли. А заместитель министра земельных и имущественных отношений Ильдар Хайруллов сообщил о подготовленном в его министерстве проекте постановления Кабинета Министров, где подробно расписана схема предоставления земельных участков…
В заключение хотелось бы высказать сожаление по поводу неосведомленности депутата Госсовета Марата Хайруллина, который в своем выступлении буквально обвинил печатные и телевизионные редакции в игнорировании реформы ЖКХ: мол, нет на эту тему ни газетных публикаций, ни телевизионных сюжетов. Журналисты, присутствовавшие на парламентских слушаниях и курирующие данную тематику, весьма удивились такой оценке. Видимо, у депутата нет времени читать газеты и смотреть телевизор. Согласно мониторингу, проводимому пресс-службой Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, каждую неделю в Татарстане выходит не меньше 70 публикаций и 30 телесюжетов, освещающих все, что происходит в жилищно-коммунальной сфере.