Прошло уже немало времени с тех пор, как наша страна распрощалась с прежним социалистическим строем и ступила на капиталистический путь. Немногое в нынешней жизни осталось от “эпохи застоя”, разве что неубиенная бюрократия, отвратительные дороги, нетленные “хрущевки” и… советские генеральные планы развития регионов и застройки городов. К примеру, год рождения генплана Татарстана – 1975-й, а Казани – 1969-й. Срок действия таких документов ограничивается 20-25 годами, а потом, по логике, они должны идти в архив. Но архитекторы утверждают: мол, пока не будет разработана новая документация, в силе остается старая.
“Перемен, мы ждем перемен…”
В качестве примера неплохо работающей старой градодокументации можно привести градостроительный кодекс Вашингтона, в котором еще 200 лет назад было прописано, допустим, что здания в этом городе не должны быть выше четырех этажей. И данная установка четко соблюдается там по сей день, исключениями не стали Белый дом с Капитолием (у последнего лишь купол несколько высоковат).
Основной градостроительный документ Парижа также складывался веками, некоторые его статьи написаны еще на старофранцузском языке. Тем не менее, они до сих пор регулируют застройку определенных территорий, особенно исторической части города.
Однако, на мой взгляд, сравнивать Россию с Америкой и Францией некорректно: эти цивилизованные, благополучные страны развивались постепенно, там всегда очень бережно относились к памятникам архитектуры и ландшафтному дизайну. А нашу страну то и дело бросало из огня да в полымя, особенно в советскую эпоху. Города разрушались и застраивались скорее исходя из идеологических соображений, чем из передовых принципов градорегулирования. За примером далеко ходить не надо.
В центре Набережных Челнов практически пустуют 70 гектаров территории, причем в районе здания городской администрации. В свое время эта длиннющая эспланада (то есть широкое незастроенное пространство перед общественными строениями), которая гораздо шире Невского проспекта в Питере, предназначалась для проведения помпезных демонстраций. Но вместе с социалистическим строем канули в Лету и коммунистические помпы. И с годами центральная часть автограда оказалась безнадежно испорченной: сегодня ее “украшают” разве что высотное здание одного из коммерческих банков и… около четырех тысяч частных гаражей.
В Казани, наоборот: за девять лет “новейшей” истории при выполнении программы ликвидации ветхого жилья (1996-2004 годы) подчистую смели немалый “кусок” исторического центра. В новом микрорайоне Азино, куда переселяли бывших трущобников, в первые годы реализации данного проекта не было школы, а детский сад, поликлиника и продуктовый магазин разместили в обычных квартирах на первых этажах жилых домов. То есть строительство велось некомплексно, бессистемно, что доставляло азинцам немало неудобств.
Без современных генеральных планов становится невозможным выполнять какие-либо жилищные или другие строительные программы. Да и инвестор не хочет на птичьих правах связываться с такими проектами, поскольку условия его участия в них достаточно жестко обговорены новым Градостроительным кодексом России, принятым в конце 2004 года и обязывающим к разработке генпланов. Между прочим, этим законодательным актом запрещается возведение любых объектов без наличия градостроительной документации. А ведь мы только в соответствии с приоритетным национальным проектом “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” в 2006-2010 годах намерены построить в республике свыше 10 миллионов квадратных метров и заселить их 128 тысячами татарстанских семей.
Сегодня в работе государственного унитарного предприятия – института “Татинвестгражданпроект” находятся документы территориального планирования для 45 городов, райцентров и крупных поселков Татарстана. В настоящее время лишь райцентры Аксубаево и Бавлы имеют в стопроцентной стадии готовности новые генеральные планы, утвержденные муниципальными советами и прошедшие государственную экспертизу. В Новошешминске, Арске, Верхнем Услоне, Мензелинске, Уруссу, Чистополе проекты генпланов завершены и проходят согласование. А в Черемшане, Тетюшах, Альметьевске, Нижнекамске и Набережных Челнах – находятся в стадии публичных обсуждений (как положено по новому Градостроительному кодексу РФ), которые протекают достаточно бурно: народ проявляет серьезное неравнодушие к внешности и “начинке” своей малой родины. Все перечисленные города и веси, так сказать, числятся в передовиках.
Теперь об отстающих. В начале пути 15 населенных пунктов – Кайбицы, Апастово, Зеленодольск, Менделеевск, Дрожжаное и другие, где только идет сбор исходных данных, необходимых для проектных работ. А семь – Лениногорск, Рыбная Слобода, Нурлат, Билярск, Мамадыш, Тюлячи, Базарные Матаки – “застряли” на нулевом уровне: из-за безденежья к проектированию генпланов здесь еще не приступали. Финансирование этого архиважного дела ведется на паритетной основе: половина из местного бюджета и столько же – из республиканской казны. Но республика подключается только в том случае, если подсуетятся власти на местах. Как сообщил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин, в будущем году муниципалитеты будут обязаны заложить в своих бюджетах соответствующие суммы. По его словам, разработка генеральных планов наших городов и райцентров (включая Казань) оценивается в целом в 454 миллиона рублей.
Так когда же республика будет полностью укомплектована новой градообразующей документацией? Что препятствует этому процессу?
По “принципу матрешки”
– Сегодня завершена работа над проектом Градостроительного кодекса РТ, который регламентирует все отношения в области планировки и застройки городских и сельских поселений республики, – говорит Ирек Файзуллин, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ – главный архитектор Татарстана, он же генеральный директор института “Татинвестгражданпроект”. – Проект данного документа находится на рассмотрении депутатов Госсовета.
В представлении обывателя генплан – это нарисованные домики с дворовыми площадками, магазинчиками и прочими конкретными объектами. Однако градостроительная документация напоминает матрешку: сначала идет генплан России, затем ее регионов, крупных населенных пунктов, а уж далее – проекты планировок территорий в 100-200 гектаров (те самые домики с соответствующей инфраструктурой) и их застройки, напоследок – проекты объемных зданий и сооружений. То есть разрабатывается не один генеральный план, а целый пакет обязательных документов, которые согласно Градостроительному кодексу РФ нам нужно разработать и утвердить до 2010 года…
– Генплан – это достаточно обобщенная характеристика городской территории, он “кроит” ее на жилые, общественные, парковые зоны, высокоплотной, низкоплотной, усадебной застройки и так далее, – дополняет Ирина Романова, начальник архитектурно-планировочной мастерской №5 – градостроительного центра “Татинвестгражданпроекта”. – И прежде чем приступить к проекту планировки конкретного участка, необходимо, чтобы генеральный план, который является стратегическим, прогнозным документом, определил параметры и назначение данной площадки…
По словам Ирины Юрьевны, отсутствие нормальной градостроительной документации не позволяет сформировать благополучный инвестиционный климат. Генплан и проекты планировок четко показывают, где, что и как должно строиться, сколько нужно гипермаркетов, учебных и дошкольных учреждений, зеленых насаждений и так далее. К примеру, не предусмотреть в жилом микрорайоне школу, значит, заведомо обеспечить там низкую стоимость квадратного метра и “загасить” интерес инвесторов к этой территории.
Допустим, хаотичное размещение огромных гипермаркетов, как в Казани, ведет к тому, что в какой-то момент они станут невостребованными, поскольку численность населения снижается. Из всех городов и райцентров Татарстана положительная демографическая ситуация (когда рождаемость превышает смертность) только в Нижнекамске, и продолжительность жизни там не ниже, чем в среднем по республике. Факт удивительный, поскольку экологическое состояние города – центра нефтехимии региона – мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Но архитекторам можно верить: прежде чем приступать к проектированию местности, они скрупулезно изучают все факторы, характеризующие ее, – социальные, экологические, производственные, многие другие, в том числе и демографические. А уж потом разрабатывают план развития территории, учитывая в нем все, что человеку необходимо для нормального существования. К примеру, помните, в кризисные девяностые годы люди перестали ходить в кино, поэтому кинотеатры закрывались? Теперь же билеты на хорошие фильмы покупаются загодя. И подобные изменения, коих в последние десятилетия накопилось немало, должны быть учтены в градостроительной документации, чтобы потом не ошибиться с размещением объектов.
У обывателя складывается мнение, что новые генпланы населенных пунктов “подгоняются” под уже понастроенные там объекты. Однако, как утверждает главный архитектор республики, задача генерального плана – не узаконивать то, что возведено доселе, а определить перспективу развития территории и в будущем разрешить все противоречия, возникшие на ней, планировочными методами.
– На первом этапе работы мы собираем информацию о том, как территория используется сегодня: каким образом она распределена по жилым, общественным и прочим зонам, – рассказывает Ирек Файзуллин. – К примеру, зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда новые коттеджные застройки оказываются в поле негативного воздействия, допустим, скотомогильников или промышленных предприятий. По прежним санитарным нормам не допускалось возведение жилья ближе 50 метров от промышленной зоны, сейчас этот норматив достиг 300 метров. Но не сносить же такие дома. Значит, нужно решать проблему иными путями, допустим, озеленением территории или другими планировочными способами.
По данным архитекторов, подобные проблемы возникли в Нижнекамске и Набережных Челнах. Допустим, перед властями Челнов проектировщики вынуждены поставить задачу – вывести из центра за черту города заводы стройиндустрии. И реализовать ее местная администрация должна в течение 20 лет, за период действия нового генплана. Например, путем увеличения земельных налогов, которые “выдавят” предприятия за пределы автограда. Или придется обязать дирекцию заводов прибегнуть к существенной модернизации своих производств и освоению современных технологий, что исключит негативное влияние на окружающую среду.
Столица, похоже, активизировалась
Хотя новые генеральные планы Альметьевска, Черемшана, Нижнекамска и еще восьми городов и райцентров пока не прошли госэкспертизу, но эта документация уже позволяет местным властям оценивать возможности вверенных им территорий и привлекать под их развитие инвестиции, значит, и участвовать в различных программах, которые принимаются в России и Татарстане. А нашим лидерам – Аксубаево и Бавлам, имеющим полностью “готовые к употреблению” генпланы, можно только позавидовать! Столица республики пока не может этим похвастаться.
Напомним, что генеральный план Казани был принят еще в 1969 году. С тех пор много воды утекло. Несмотря на давно устаревший градообразующий документ, в нашей столице не был объявлен мораторий на новое строительство, как это делается во многих старинных городах мира на период разработки новой градорегулируещей документации. Наоборот. Отсутствие генплана отнюдь не помешало Казани обрасти десятками поселков, основать микрорайон Азино, присоединивший к себе часть площадей Высокогорского и Пестречинского районов Татарстана и заселенный сегодня свыше 200 тысячами жителей.
Писать генеральный “портрет” тысячелетней столицы ее власти доверили институту “Казгражданпроект”, а в подмогу ему привлекли московских специалистов Центрального НИИ проектирования и градостроительства. Казань оказалась единственным населенным пунктом республики, генплан которого делает не “Татинвестгражданпроект”, и генеральный директор этого предприятия не считает такое решение правильным.
– Когда в руках одного проектного института находится вся градостроительная документация, то возникающие планировочные вопросы регулируются проще, – говорит он. – Будь генплан Казани у нас, стало бы легче увязывать приграничные к столице территории с самим городом. Например, специалисты “Татинвестгражданпроекта” в рекордно короткие сроки, всего за несколько месяцев, разработали генеральный план особой экономической зоны в Елабуге площадью в две тысячи гектаров. А все потому, что параллельно работают над градодокументацией соседних с ОЭЗ населенных пунктов – Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевска, самой Елабуги – и хорошо знают обстановку там…
Документ, определяющий стратегию развития Казани, по идее должен был увидеть свет еще в 1995 году, то есть сразу после того, как истек “срок годности” прежнего генплана. Но не увидел. Впрочем, не родился он и через десять лет, к тысячелетию города – к августу прошлого года, как планировали столичные власти. Причина банальна: город не профинансировал работы. А нет денег – нет и документа. Понятно, что привлеченные московские проектировщики за бесплатно и палец о палец не ударят. А разработка генерального плана Казани оценивается, по данным Минстроя, в 268 миллионов рублей – это более половины средств, необходимых для появления генпланов всех населенных пунктов Татарстана.
И все-таки, когда же у тысячелетней столицы появится долгожданный градообразующий документ?
Чуть больше месяца назад руководитель центра по разработке генерального плана Казани института “Казгражданпроект” Талия Мухаметшина сообщила корреспонденту “РТ”, что проект генплана столицы на тот момент выполнен на 70 процентов. По ее предположению, договор с заказчиком проекта – Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации Казани – на завершение работ будет заключен лишь к концу года. Отсюда можно сделать вывод, что сам документ появится не раньше следующего года.
Однако на днях директор этого института Марат Кафиатуллин назвал другие сроки: месяца через три проект генплана будет готов, потом он пройдет через публичные слушания, процесс согласования с приграничными к Казани районами (Зеленодольским, Лаишевским, Пестречинским и Высокогорским), федеральными министерствами и ведомствами, экспертизу в Госкомитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Потом Казанской городской думе предстоит его утвердить. И это случится уже в нынешнем году, уверен директор “Казгражданпроекта”.
Столица, похоже, активизировалась. Казань – город сложный, а в предстоящие пять лет здесь предстоит построить огромное количество жилья, объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Поэтому столице генеральный план нужен как воздух. Сбудутся ли прогнозы Марата Абдулловича? Специалисты говорят, что на процедуру согласования и утверждения градостроительной документации порой уходит столько же времени, сколько и на ее разработку.
Если Талия Мухаметшина отказалась хотя бы в общих чертах обрисовать будущий “портрет” нашего города, заявив, что, когда проект генплана будет готов и вынесен на публичные слушания, тогда и узнаете, то Марат Кафиатуллин оказался более открытым для прессы. В частности, он сообщил, что новый документ разрабатывается на расчетный срок до 2020 года. Предполагается, что к этому году численность населения Казани достигнет почти 1,2 млн. человек, сейчас она составляет чуть более миллиона (надеемся, рождаемость к тому времени действительно повысится). В связи с чем на каждого горожанина будет приходиться в среднем 31 квадратный метр жилья (сегодня – 20,3 “квадрата” при среднеевропейской норме в 33 квадратных метра). С учетом данных параметров под жилищное строительство планируется отвести 35 тысяч гектаров площадей – это дополнительно к занятым в настоящее время жилым фондом 43 тысячам гектаров. Разумеется, сие не означает, что именно столько дополнительных гектаров получит город, поскольку местные власти приграничных к столице районов могут и не поделиться с ней своими территориями.
В рамках генерального плана обозначен комплекс первоочередных мероприятий, которые необходимо выполнить в ближайшие пять лет. Марат Кафиатуллин обозначил, в частности, проблему с обеспечением казанцев питьевой водой: сегодня на одного горожанина приходится в среднем 190 литров вместо нормативных трехсот. Поэтому градорегулирующим документом предусмотрено совершенствование водопроводной системы, как, впрочем, и канализационной, ведь не секрет, что в казанских сетях канализации санэпидслужбами в год регистрируется не менее двух тысяч аварий.
Еще одна крупная неприятность – никчемная городская дренажная система, из-за которой Казань уже полвека живет в состоянии подтопления. Подземные воды подтачивают и в конце концов разрушают фундаменты зданий, особенно в центральной части столицы. Поэтому прокладка новых дренажей, укрепление и наращивание дамб – одна из основных задач повестки дня, без решения которой крупномасштабное строительство не имеет смысла.
Кроме того, в Казани катастрофически не хватает транспортных развязок, туго с электроэнергией, исторический центр задыхается от обилия промышленных предприятий и так далее. Все эти гордиевы узлы должен развязать генеральный план. Кстати, какие именно производства планируется переселить за черту города, держится в строжайшей тайне (землица в центре столицы дорогая, так что за эти площадки могут вспыхнуть “локальные войны”).
Кое-что можно и рассекретить
Мы несколько нарушили “принцип матрешки”: начали с того, что на слуху, – с генпланов населенных пунктов. Однако незаслуженно мало говорится о таком всеобъемлющем документе, как генеральный план Республики Татарстан, на языке архитекторов – территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территорий РТ. Вместе с тем без этого документа (прежний был принят в 1975 году и давно изжил себя) невозможно появление эффективно работающих аналогичных планов местного уровня. Но главное – без него можно забыть о прогрессивном социально-экономическом развитии республики, успешном выполнении приоритетных национальных проектов и других программ.
Опять же вспомним девяностые годы. Тогдашним реформаторам было не до градостроительной документации. Увлекшись капитализацией общества, они и не подумали о грамотном территориальном размещении производительных сил. В итоге многие предприятия разорились: они несли огромные расходы на транспорт, энергию и прочее, поскольку оказались “не в то время и не в том месте”. Излишне говорить о сломанных людских судьбах…
Новым генпланом занимается градостроительный центр “Татинвестгражданпроекта”, состоящий из специалистов в области экономической географии, юрисдикции, экологии, транспорта, гражданской обороны и так далее, которые, прежде чем приступить к проектированию схемы, детально изучили и проанализировали все сферы жизнедеятельности республики, работу каждого предприятия.
Вообще-то, градостроительная документация имеет три грифа: “для служебного пользования”, “секретно” и “совершенно секретно”. И Федеральная служба безопасности каждому проектировщику определяет соответствующую форму допуска. К примеру, в институте “Татинвестгражданпроект” из более ста сотрудников первую форму имеет только генеральный директор. Большая часть генплана засекречена, поэтому он переправляется заказчику только специальной почтой. Оно и понятно: недругу, который, как известно, не дремлет, лучше не знать, где проложены водо-, нефте-, газо-, продуктопроводные нитки. Или что происходит на КамАЗе, “Нижнекамскнефтехиме” и других стратегических объектах. А в генеральном плане все расписано по координатам, отражены все характеристики территорий – степень опасности, наличие трудовых и производственных ресурсов, природные условия, транспортные магистрали и прочее. Не зря же прокуратура ведет строгий надзор за работой над такой документацией.
Проанализировав полученную информацию, проектировщики разработали концепцию развития территории Татарстана, в которой, например, обозначили точки роста (развития), то есть основные центры агломерации. Это Казань, формирующая вокруг себя приказанскую территорию, а также Нижнекамск, Набережные Челны, Менделеевск, Елабуга, Азнакаево, Бавлы, Лениногорск. Альметьевская агломерация, по сути, уже сформирована.
– Были выявлены территории с достаточно высоким потенциалом к дальнейшему их развитию – это прежде всего северные сельскохозяйственные районы Закамья, – констатирует главный архитектор Татарстана Ирек Файзуллин. – Однако пока мы не можем в полной мере получить от них отдачу, поскольку там образовался коммуникационный провал – они не связаны транспортом с другими территориями республики, имеют слабый выход на внешние коммуникации. Поэтому архитекторами предложено наладить связь между западом и востоком Татарстана именно через закамскую зону – путем строительства мостового перехода в районе Болгара и Тетюшей и автодорог. Далее рассматриваем каждый конкретный объект. Допустим, если Аксубаево и Билярск в перспективе будут находиться на этой транспортной магистрали (а дорога – это, как мы знаем, жизнь), значит, будет возможность развивать данные населенные пункты с учетом возможностей соседних территорий. Такие подходы позволяют нам прогнозировать численность населения, перспективное размещение производств, объемы жилищного строительства и прочее, причем в конкретных уголках республики.
По словам Ирека Энваровича, эффективному освоению многих площадей мешает и наличие сибиреязвенных скотомогильников, коих, по данным Главного управления ветеринарии Кабмина РТ, в Татарстане зарегистрировано 1067. Издревле по нашим территориям пролегала основная в Российском государстве дорога, по которой гнали скот из оренбургских и казахских степей в Москву и Петербург. Сибиреязвенный мор косил животных, в результате чего сегодня во всех 43 районах республики есть такие захоронения. По современным нормам в течение 150 лет в радиусе одного километра от подобного погоста запрещается что-либо строить.
У проектировщиков было желание снизить санитарно-защитные зоны и утилизировать эти скотомогильники. Тогда появилась бы возможность обеспечить нормальное развитие иных населенных пунктов, на которые из-за близости таких захоронений наложено определенное вето. Данный вопрос обсуждался на расширенных совещаниях Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ с участием санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и экологической служб, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Специалисты этих структур, в принципе, поддержали предложение архитекторов. Даже высказали мнение, что неплохо было бы сформировать республиканскую или даже федеральную программу по решению “сибиреязвенной” проблемы, которая касается не только Татарстана, но и всей Российской Федерации.
Однако главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко высказался против всякого воздействия на такие захоронения, о чем в письменной форме известил главного архитектора республики. Так что теперь проектировщикам придется искать другие территориальные резервы для развития Арска, Кукмора, Альметьевска и некоторых других населенных пунктов…
Как сообщил Ирек Файзуллин, генеральный план Республики Татарстан планируется завершить в следующем году.
Через тернии – к инвестору
В общем, новое законодательство обрушило на проектировщиков лавину работы. Причем именно в те годы, когда в России архитекторов-градостроителей катастрофически не хватает – этот фактор министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин считает одним из основных, препятствующих своевременному вводу в строй генеральных планов. В начале кризисных девяностых годов вузы страны практически прекратили набор на эту специальность. И финансирование мастерских, занимающихся генпланами, было прекращено.
В Татарстане лишь в 2002 году, с выходом соответствующего постановления Кабмина о разработке градостроительной документации для республики и выделении на это дело средств, началось возрождение данной сферы. Если пять лет назад в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (прежде – Казанском инженерно-строительном институте) на архитекторов-градостроителей обучалось всего лишь восемь человек, то сейчас уже 60. Специалист такого профиля должен быть всесторонне развитым – обладать политическим мышлением, экономическими, инженерными, экологическими, правовыми знаниями.
Еще одно обстоятельство, мешающее нормальной работе проектировщиков, – это сложности в сборе исходной информации. В советские времена они пользовались данными горплана, откуда в течение месяца-двух черпали все нужные показатели по конкретному населенному пункту. Сейчас данный процесс чрезмерно усложнился. Горплана не существует, а архитекторы, прежде чем разработать дееспособный генплан, должны проанализировать деятельность каждой конкретной структуры. Однако далеко не все организации готовы легализовать свою работу – допустим, какая-то из них является несостоятельной, а афишировать это не хочет. Кроме того, сегодня следует считаться с тем, что многие предприятия переданы в частную собственность, а это уже совсем другая песня…
Но, несмотря на все сложности, в Татарстане ситуация с разработкой генпланов как населенных пунктов, так и самой республики складывается лучше, нежели во многих регионах России. Опять же – мы одни из первых в стране, кто выдает эти документы в ГИС-системе, то есть с применением современной компьютерной геоинформационной технологии. Не зря же наших архитекторов приглашают принять участие в экспертизе градостроительной документации, к примеру, Чувашии, Башкортостана, Удмуртии, Краснодарского края, Кировской области.
Однако не следует расслабляться. Как образно выразился Марат Хуснуллин на недавней коллегии Минстроя, прокуратура, отслеживающая разработку генпланов, идет на шаг впереди проектировщиков. Скоро наступит “час икс”, когда без наличия градообразующих документов отвод земельного участка и строительство на нем какого-либо объекта будут просто неправомерными.