Этот день по-особому запомнится тем, кому волею судеб пришлось оказаться за колючей проволокой в исправительной колонии №8, что в Альметьевском районе. Недавно здесь открылся православный храм.
Церковь святого Николая сработана руками самих заключенных. Средства на строительство заработали опять-таки сами, но немного помогли и спонсоры. В этой же колонии есть действующая мечеть.
Строительство конфессиональных объектов – не самоцель, подчеркнул начальник Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан генерал-майор Дауфит Хамадишин, присутствовавший на открытии церкви. Главное, что есть потребность в духовной пище, стремление к очищению души. Молельные комнаты уже не первый год существуют во всех исправительных учреждениях республики, где более тринадцати процентов осужденных – верующие. А статистика свидетельствует, что среди таких прихожан нет нарушителей режима. Они осознанно встают на путь исправления.
Открытию церкви в колонии №8 предшествовал семинар-совещание, проведенный председателем Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ Ринатом Набиевым. На нем с участием представителей духовенства, начальников соответствующих отделов исполнительных комитетов юго-восточных районов республики рассматривались социальные аспекты государственно-конфессиональных отношений.
Разговор шел заинтересованный. Остроту ему придал глава Альметьевского муниципального района Ришат Абубакиров. Озабоченность руководителя можно понять: и церкви строим, и мечети поднимаем, и спортивные сооружения в нефтяной столице растут как грибы после дождя. А где результаты? Преступность растет, криминализация общества повышается. Муниципальные власти, пытающиеся выправить эту ситуацию, вправе надеяться на более активную помощь священнослужителей.
А вот священнослужители сетовали на то, что их не пускают в школы, нет возможности вклиниться в учебный процесс, вести занятия с детьми в стенах учебных заведений…
Впрочем, вопрос этот достаточно деликатный. Обязанности и возможности конфессиональных организаций присутствующим четко разъяснила заместитель начальника Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ Гульнара Габдрахманова. Государство у нас светское, конфессии сами по себе, а школы по большому счету для представителей духовенства никто не закрывал. Просто нужно находить такие пути и методы решения задачи, которые бы не противоречили букве закона. Ведь сейчас в нашей республике более трех тысяч религиозных образований, представляющих восемнадцать конфессий, и вопросы контроля за ними не менее актуальны, чем вопросы морально-нравственного воздействия на людей.
Кроме политико-правовых аспектов отношений между государством и конфессиями участники семинара рассмотрели практику взаимодействия государства и религиозных организаций в социальной сфере и в благотворительной деятельности, отдельно отметив при этом богатый опыт, наработанный властями нефтяной столицы.