Продолжает свое шествие по стране нашумевший фильм Рона Хауэрда, снятый по книге Дэна Брауна “Код да Винчи”. И вместе с этим не утихают споры вокруг произведения американского писателя.
Что касается столицы Татарстана, то в казанских кинотеатрах премьера фильма прошла вполне спокойно, без эксцессов. Как всегда, отличился мультиплекс “Магия кино”, в котором работники, одетые в балахоны монахов, создали в залах атмосферу чего-то таинственного.
А вот кинотеатры в Москве и Санкт-Петербурге такими спокойными просмотрами похвастаться не могут. Перед началом фильма сразу в нескольких местах люди устраивали акции протеста, убеждая зрителей в том, что с каждым купленным билетом они продают Христа.
Напомню, что камнем преткновения в создавшейся ситуации стала версия (подчеркну, именно версия) писателя Дэна Брауна о том, что Мария Магдалина родила от Иисуса Христа дочь Сару. Все это якобы тщательно скрывалось, поскольку подобная информация противоречит канонам церкви. Рассказывалось также о таинственном ордене тамплиеров, которые охраняли опасную тайну. Однако во всей этой истории нельзя забывать, что книга, а следовательно, и фильм строятся на художественном вымысле и приведенные в доказательство исторические факты лишь несут в себе задачу построения логической цепочки.
Но ситуация сложилась неоднозначная. Правительства некоторых стран, например Белоруссии, дабы избежать возможных конфликтов на религиозной почве, элементарно запретили прокат фильма на своей территории – мол, кому надо, посмотрят на DVD. Кстати, отечественные “пираты”, как оказалось, не дремлют. Несколько дней назад на одном из местных телеканалов в Татарстане прошла реклама фильма “Код да Винчи” на DVD. Вот уже и сомнений нет, что его посмотрят все желающие. И дело даже не в том, что они люди нерелигиозные, большую роль здесь сыграло любопытство, свойственное всем нам. Давненько в мире киноиндустрии не было такого скандала, на фоне которого меркнет даже “Горбатая гора” – картина о нетрадиционной любви двух ковбоев.
Вслед за выходом картины сразу на двух российских каналах – Первом и ТНТ – прошли документальные фильмы, в которых журналисты пытались выяснить, может ли версия Брауна оказаться правдоподобной. Вывод такой: теория, как и всякое предположение, касающееся исторических событий, имеет право на жизнь, а вот верить в нее или нет – это дело каждого.
Что же касается фильма, то он, вопреки всем негативным высказываниям, получился увлекательным. Том Хэнкс в который раз подтвердил негласное правило о том, что он в плохих фильмах не снимается. Конечно, многие зрители сошлись во мнении, что книга намного интереснее экранного действа. И это правда. Хотя вряд ли в наши дни найдется экранизация, затмившая первоисточник. Поэтому если рассматривать “Код да Винчи” как отдельно взятый фильм, можно смело утверждать, что это не просто триллер-однодневка, а добротно сделанное произведение киноискусства, которое приковывает внимание. Мой сосед в кинотеатре, например, так увлекся сюжетными перипетиями, что забыл про свой поп-корн.
Конечно, с первых же минут фильма угадывается почерк Рона Хауэрда, создателя картины “Игры разума”. Не знаю другого голливудского режиссера, который может так искусно воплощать мысли человека в кадре, воспроизводить на экране последовательную цепочку человеческих размышлений.
И еще одна похвала в копилку режиссера. Фильм получился удивительно гармоничным. Сюжетные линии прошлого и настоящего переплетены в нем настолько умело, что выглядят единым целым и, что самое главное, не запутывают зрителей, как это бывает в подобных фильмах, где исторические кадры и современность существуют на экране как два самостоятельных куска картины.
И напоследок скажу, что кино – это прежде всего искусство, а значит, и относиться к нему нужно, как к некой эстетической составляющей современной жизни. Не больше.
До встречи в кинотеатре.