На берегах неведомой речушки
“Ох, мактама (не хвали) эти места”, – покачал головой глава большого семейства, когда лодки уставших от дальней дороги сородичей, пробившись сквозь густые камыши, пристали к берегу неведомой речки, куда их вывело русло Зая. И в самом деле, что тут нахваливать? Все чужое, незнакомое. Топь да болота. Далеко позади остались родные края, откуда ушли они не по доброй воле, а скрываясь от царских слуг. Но, оглядевшись, решили тут и обосноваться. Дорогу дальше малые дети и старики не осилят. А тут вроде защищены от дурного глаза: со спины прикроют дремучие леса, а со стороны воды любой, кто будет пробиваться сквозь заросли камыша, – на виду окажется. В речке, которую тут же окрестили Мактамой, рыбы много, а в окрестных лесах найдется и дичь.
Работы оказалось непочатый край. Пока осушили болота, выкорчевали лес, заложили первые дома, прошло немало времени. Вот только в каком году это было, теперь вряд ли кто достоверно скажет. Одно известно точно – в Российском государственном архиве древних актов сохранились документы Первой ревизии, которая прошла в 1722 году. В них упоминается и деревня Мактама Тамак, которая потом была переименована в Нижнюю Мактаму.
Как предполагают краеведы, наверняка к этому времени в деревне уже кипела жизнь. Ведь в 1746 году было зафиксировано, что населенный пункт входит в “Надырову волость Казанской дороги Уфимского уезда, что на устье Мактабы речки”. А живут тут сорок девять человек, среди которых сорокалетний Аднам Бекбавов с одиннадцатилетним сыном Мустакимом, Кулюгум Бекметов сорока двух лет от роду с двухмесячным сыном Кирдачем и другой люд. Пятая ревизия расписывает уже более подробно: в пятидесяти одном мактаминском дворе проживает 225 тептяр, 25 ясачных и 55 служилых татар.
Географически выгодное расположение этой деревни привлекало внимание властей. Вот и в “Экономических примечаниях к планам генерального межевания Бугульминского уезда Самарской губернии” отмечено: “Нижняя Мактама на левой стороне речки Мактамы и близ большой столбовой дороги, лежащей из города Казани в город Бугульму… Внутри оной дачи состоят рудокопы господ Дурасовых, Бекетовых, Пасковых и Казицких, где добываемая руда отвозится на заводы этих господ. Жители же деревни промышляют хлебопашеством и скотоводством, а некоторые торгуют шелковыми, бумажными, шерстяными и прочими мелочами, для продажи коих ездят в разные селения своей округи… Ясачные и служилые татары состоят на положении подушного оклада, тептяри составляют регулярный конный тептярский полк и содержат по Оренбургской линии с Киргиз-Кайсацкой степью отводные по форпостам и редутам караулы… Женщины сверх полевой работы управляются в рукоделии: прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты, пестряди и сукна для себя, а частично и на продажу”.
– Должен заметить, что еще во времена царствования Екатерины II в нашей деревне было развито производство породистых лошадей, которые затем отправлялись в элитные части армии, – говорит глава совета местного самоуправления Марсель Ахсанов. – Кстати, к началу Отечественной войны 1812 года в составе российской армии имелись два тептярских конно-казачьих полка, которые принимали самое активное участие в боевых действиях. И в этих полках служили пятьдесят мужчин из Нижней Мактамы. Сам генерал-фельдмаршал Кутузов дал высокую оценку нашим землякам, отметив их героизм и отвагу.
Но не только боевые качества были в характере здешнего народа. Мактаминцы славились своей предприимчивостью. Кто бы еще рискнул в здешних северных широтах выращивать… личинок шелкопряда? А вот в Нижней Мактаме еще в девятнадцатом веке это было дело обычное. Сажали тутовник. Дерево нежное, капризное, холодов не любит, потому приходилось тщательно утеплять его на зиму. Зато весной ветви тутовника с отложенными на них яйцами бабочек срезались, из них со временем формировались личинки, которые и начинали плести вокруг себя шелковые коконы. Промысел, конечно, хлопотный. Любое, как сейчас сказали бы, нарушение технологического процесса могло пустить насмарку труд многих месяцев. Но хорошо оплачиваемый результат стоил того.
История пишется нефтью
Новая история деревни началась с открытием большой нефти на юго-востоке республики и с тех пор неразрывно связана с нею. В 1951 году была пробурена первая скважина на территории Нижней Мактамы. Населенный пункт стал застраиваться бараками. Здесь селились приезжающие со всех концов страны нефтяники и газовики. Совсем скоро Мактама превращается из обычной небольшой деревни в рабочий поселок. Появляются первые двухэтажные дома из знаменитого “чупаевского” камня, который добывали на территории района. Практически вся жизнь поселка теперь связана с добычей и транспортировкой нефти. Мало того, населенный пункт фактически срастается с нефтяной столицей республики.
В 1975 году открылся троллейбусный маршрут, который соединил Альметьевск с Нижней Мактамой. Поселок менялся на глазах. Были построены школа искусств, краеведческий музей, поликлиника. Появились баня, отделение связи, мечеть. Заработали муниципальный рынок, платная стоянка, два пункта доочистки воды. Сегодня на территории Нижнемактаминского совета местного самоуправления находятся четырнадцать промышленных предприятий, среди которых и такое известное, как Миннебаевский газоперерабатывающий завод. На десять с лишним тысяч населения – две средние школы, три детских сада, две библиотеки и Дом культуры.
Даже местное сельхозпредприятие нынче носит название “Нефтяник”.
В истории поселка осталась точная дата образования колхоза. Это было 15 января 1930 года. В коллективное хозяйство “Эльком” вошло 207 крестьянских хозяйств, в которых числилось более девятисот человек. На колхозный двор согнали с личных подворий около двухсот лошадей, шесть коров, более ста овец. К началу Великой Отечественной войны колхоз уже окреп, больше стало скотины, выше урожаи. В послевоенные годы он укрупнялся, переименовывался. Назывался именем Сталина, затем – “Маяк”, “Урняк”. В середине шестидесятых было решено реорганизовать его в совхоз, основной задачей которого становилось снабжение нефтяников продуктами.
Сегодня угодья ООО “Нефтяник” занимают площадь в семь с половиной тысяч гектаров, из которых более пяти тысяч – пахотные земли, половина из них отведена под пшеницу. Это крепкое хозяйство специализируется на производстве мяса, успешно развивая при этом растениеводство.
Большие люди “маленькой страны”
Нижняя Мактама дала республике немало громких имен. Вот Марс Залятов, много лет возглавлявший крупнейшее НГДУ “Альметьевнефть”. Он – почетный гражданин Альметьевска, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ, заслуженный нефтяник ТАССР. На слуху имя генерального директора Нижнекамского НПЗ Хамзы Багманова, директора внешнеторговой фирмы ОАО “Татнефть” Хамита Кавеева, директора “Альметьевскгаза” Василя Миннехазиева и других.
Но Нижняя Мактама стала малой родиной и для нескольких десятков сирот и брошенных детей. Именно здесь было решено создать один из нескольких альметьевских детских приютов. Небольшое, но уютное здание реабилитационного центра “Светлый” стало именно тем местом, где отогрелись сердца ста восьмидесяти малышей.
– Жизнь каждого из них – это испытание на излом, которое выдержал бы не каждый взрослый, – замечает глава Альметьевского муниципального района Ришат Абубакиров. – Мне каждый раз нелегко смотреть в глаза этих малышей, будто лично я виноват в том, что судьба так жестоко обошлась с ними. И я никоим образом не снимаю с себя ответственность за их будущее. В нашем районе многое делается для таких ребятишек, и, уверяю вас, не меньше будет сделано в будущем.
В том, что слова руководителя района не расходятся с делом, мы убедились в мактаминском приюте. Ведь именно по инициативе Абубакирова такие учреждения обрели шефов, которым небезразлична судьба детей, тех, для кого эти приюты – единственное родное место на земле. Для “Светлого” таким добрым ангелом стало предприятие “Арслан”, которое возглавляет Минахтям Галеев. Шефы отремонтировали здание, помогли обустроить его. А банк “Девон-кредит” сделал ребятам щедрый подарок – микроавтобус “Газель”. Вы бы видели счастливых ребятишек, когда они с радостным визгом облепили эту машину. Ведь теперь они могут не только ездить на экскурсии, но и посещать спортивные секции в соседнем Альметьевске. Практически все ребята здесь занимаются спортом, хореографией. Кстати, трогательный момент: заходя в подаренный микроавтобус, ребятишки, все до одного, сняли обувь!
– Меня радует, что многим небезразлична судьба наших ребят, – говорит директор приюта Айгуль Каюмова. – Радует и то, что в городе честно и откровенно говорят об этой серьезнейшей проблеме нашего общества. Да, это – язва, это то, что не красит нашу жизнь, портит благостную картину успехов. Но альметьевцы научились говорить о проблемах вслух, не скрывая их. Детей надо спасать. Попытаться чем-то им помочь.
Пусть это будет такой прекрасный подарок, как “Газель” от банка или холодильник, подаренный бывшим генеральным директором “Татнефти” Ринатом Галеевым, а может, просто игрушка, которую принесла незнакомка. Или же это будут сами дети, практически спасенные от холодной смерти известной альметьевской журналисткой Лилией Сагитовой.
Она обнаружила их в брошенном садовом домике посреди зимы. Кто-то позвонил и сообщил, что обитают в огородах двое малышей с непутевой мамашей. Так Лилия Изаиловна не только вытащила их оттуда, обогрела, одела, устроила в приют. Она и теперь опекает их. И ведь детишки отогрелись душой. Сегодня мы уверены, что они не сломаются, станут полноценными гражданами своей не совсем доброй страны. И когда они поют песенку, которую придумали сами, – “Маленькая страна, Нижняя Мактама”, то они поют о себе.