В прошлом году Президент Минтимер Шаймиев перед главными жилищниками Татарстана поставил задачу: 1 марта нынешнего года (то есть в первую годовщину со дня вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ) собрать в представительском корпусе Казанского Кремля десять тысяч председателей товариществ собственников жилья. Тем самым глава республики выделил создание ТСЖ в одно из приоритетных направлений реформирования ЖКХ.
Казалось бы, идея эта весьма перспективная: сам собственник больше, чем кто-либо, заинтересован в сохранности и надлежащей эксплуатации его апартаментов. Тем не менее уже май на исходе, а в Татарстане сегодня зарегистрированы всего 613 товариществ и 374 жилищно-строительных кооператива. В их управлении 2314 многоквартирных домов общей площадью 6,2 млн. квадратных метров – или 14 процентов всего многоквартирного жилищного фонда. Такие данные озвучил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин на недавней министерской коллегии. По его словам, в нынешнем году процесс создания ТСЖ значительно активизировался: только за первый квартал появилось 61 новое товарищество.
Как известно, в настоящее время собственники жилых помещений на общих собраниях выбирают способ управления своими домами. Жители 22 муниципальных районов – Нижнекамского, Алексеевского, Альметьевского, Мамадышского, Нурлатского и других – уже определили судьбу своих владений. Самым пассивным оказалось население Казани, Мензелинска и Чистополя. К огорчению руководства республики, люди по-прежнему отдают предпочтение управляющим компаниям, в ведении которых сейчас находится 76 процентов всего жилищного фонда.
Лишь в Актанышском и Мамадышском районах сто процентов многоквартирных домов перешли в управление ТСЖ, приближаются к этому показателю Сармановский, Муслюмовский, Нурлатский районы. Здесь администрации поступили мудро: прежде чем отдать жилой фонд товариществам, его капитально отремонтировали, а также благоустроили придомовую территорию. Ведь не секрет, что недоремонт, который сегодня в республике оценивается в 17 млрд. рублей, стал главной преградой на пути к преобразованиям. Правда, председатель Казанской ассоциации собственников жилья Виктор Рахамов уверяет, что ТСЖ, созданное даже в полуразвалившейся “хрущевке”, может самостоятельно решать большую часть злободневных проблем. К примеру, были случаи, когда жильцы, не дожидаясь бюджетных поступлений, за свой счет очистили затопленные нечистотами подвалы.
И все же мало кто решится взвалить на свои плечи такую обузу. Тем более, как утверждает председатель Республиканской ассоциации собственников жилья (и руководитель ТСЖ с большим стажем) Михаил Застелло, местные жилищно-коммунальные структуры ведут дискриминирующую тарифную политику в отношении собственников, проживающих в домах, управляемых ТСЖ. По сути, стараются сорвать с них дополнительный куш.
В принципе, большинство председателей товариществ считают ЖЭКи и РЖУ тормозом в деле как создания ТСЖ, так и их нормального функционирования. Многие товарищества числятся только на бумаге, но реально не работают. И препятствий для их фактической деятельности создается немало. К примеру, жилищные организации не передают дома ТСЖ из своего хозяйственного ведения и оперативного управления. Кроме того, не предоставляют собственникам техническую документацию на жилые здания или сообщают, что техпаспортов на дома попросту не существует в природе.
Помимо прочего, очень сложна и затратна процедура оформления ТСЖ и земельных участков под многоквартирными домами. Вот и получается: высокопоставленные чиновники хотят, чтобы татарстанцы становились хозяевами своего жилого фонда, да и многие собственники уже готовы к этому, но не могут переломить сопротивление разного рода клерков, не желающих терять сферу своего влияния. Поэтому следует не только агитировать население за ТСЖ, но и хорошенько встряхнуть местные структуры.