Строительство платных парковок становится привлекательным бизнесом
Сеть многоуровневых парковок призвана освободить Казань от дорожных пробок. Всем, кто возьмется за их сооружение, власти обещают налоговые льготы, бесплатное подключение к инженерным сетям и другие серьезные преференции. Конкретные меры по стимулированию строительства таких нужных столице паркингов обсуждались в субботу на совещании в Доме Правительства, которое провел Президент Рустам Минниханов.
Если в Казани в ближайшие годы не появятся многоуровневые парковки, город просто встанет. Доказывать эту очевидную истину сегодня никому не нужно – ряды машин, оккупирующие тротуары и проезжую часть в историческом центре, уже сейчас приближают скорость движения транспорта к скорости пешехода. Запреты и штрафы не помогают – пятачки, на которых разрешено ставить автомобили, забиты под завязку, жильцы стонут от автомобильной техники, заполонившей дворы.
ПАРКИНГИ. ГДЕ И СКОЛЬКО?
Другой вопрос – где лучше строить парковки и в каком количестве. Двенадцать участков, которые предлагает исполком столицы, в основном расположены в центральной части, там, где со стоянками хуже всего. Если построить двенадцать современных паркингов в предполагаемых местах, там можно будет разместить девять с половиной тысяч автомобилей. Много это или мало? В центре Казани, по оценкам мэрии, каждый день паркуются десять с половиной тысяч машин. Это сегодня. А завтра?
Президент Рустам Минниханов, вместе с Премьер-министром Ильдаром Халиковым и мэром Казани Ильсуром Метшиным объехав перед началом совещания предполагаемые места строительства многоэтажных парковок, судя по всему, обратил внимание чиновников на это цифровое несоответствие. В условиях стремительно растущего числа автомобилей нужно делать серьезную поправку на перспективу, иначе планы могут устареть еще до полной их реализации, а мы – снова оказаться в глубокой пробке.
На этот раз есть надежда, такого не произойдет: Рустам Минниханов сразу же предложил определить дополнительные места для сооружения многоярусных автостоянок. Еще одно важное дополнение: все стоянки должны быть удобно расположены. Вряд ли будет много желающих ставить машину за несколько кварталов от места работы да еще в таком месте, куда непросто заехать и откуда потом еще труднее выбраться.
ИНВЕСТОРЫ ВЫСТРОЯТСЯ В ОЧЕРЕДЬ
Не убрав машины с обочин, мы никогда не справимся с пробками, сказал Рустам Минниханов, открывая совещание. Но вот как привлечь к строительству многоярусных парковок потенциальных инвесторов? Помнится, несколько лет назад уже предпринималась попытка заинтересовать бизнесменов новой для них нишей, городские власти заявляли о готовности выделить земельные участки. Но тогда дальше слов дело не пошло – жизненно важная для города сфера предпринимателей нисколько не увлекла. Туда, где не видно выгоды, насильно не загонишь.
На этот раз власти не собираются ограничиваться одними призывами. Как выяснилось, чтобы стимулировать строительство многоярусных паркингов, руководство республики готово предоставить инвесторам беспрецедентные условия. Как сообщила пресс-служба Президента, Рустам Минниханов предложил освобождать паркинги от налогов на землю и имущество на 15 лет, снижать налог на прибыль. Еще один возможный бонус – бесплатное подключение к инженерным сетям.
Беспрецедентные льготы потребуют от бизнеса соответствующей реакции. Президент предложил максимально поддержать только тех, кто возьмется построить парковки до 2013 года. «Тем, кто будет строить позже, мы тоже будем предоставлять льготы, но уже не такие», – заявил Рустам Минниханов.
А вот тем, кто под шумок попытается заполучить режим особого благоприятствования для другого вида бизнеса, беспокоиться не имеет смысла. Президент сразу поручил Правительству установить четкие рамки для проектов, претендующих на льготы. Речь – только о многоярусных паркингах. «И не должно быть никакого перепрофилирования этих парковок после строительства», – подчеркнул глава республики.
Зато владельцам парковок власти даже готовы помочь сократить сроки их окупаемости. Один из вариантов – продажа части мест. Предложив рассмотреть такую возможность, Рустам Минниханов подчеркнул: в этом могут быть заинтересованы находящиеся рядом с многоярусными автостоянками организации.
Кстати, окончательно определиться с предлагаемыми льготами Рустам Минниханов поручил Правительству и столичной мэрии за считаные дни, до конца апреля – волокита исключена.
Когда обещанные бизнесу льготы вступят в силу, парковки наверняка превратятся в один из самых заманчивых видов бизнеса. «У нас должна появиться очередь из инвесторов, которые будут сами просить новые участки под свои проекты», – убежден Президент. Судя по тому, что инвесторы для реализации проектов на некоторых предложенных площадках были определены в ходе совещания, его прогноз уже начал оправдываться.
ЖЕСТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ – ПУТЬ К ПОРЯДКУ
Готовы ли горожане пользоваться многоярусными парковками? Вопрос не праздный. Даже существующие сейчас в Казани бесплатные парковки при торговых центрах заполняются лишь на треть. В автодомах-новостройках услуги будут небесплатными, так что повальное желание ставить свою машину на стоянку по-цивилизованному вряд ли будет наблюдаться.
Но выбора у нас нет – иначе улицы не разгрузить. А тем, кто по-прежнему будет ставить вдоль дорог свои авто так, что никому другому ни пройти ни проехать, придется отвечать в рамках административного кодекса. «Паркинги работать не будут, если мы не наведем порядок на улицах», – предупредил Рустам Минниханов. Правда, пока, по его словам, ужесточать требования к парковке машин будут лишь в тех местах, где уже существует альтернатива в виде многоярусных паркингов.
В перспективе же все изменится. Вместе с паркингами в местах большого скопления машин будут появляться новые знаки, запрещающие стоянку автомобилей. Параллельно будет расти парк эвакуаторов, а инспекторы ГИБДД начнут выписывать штрафные квитанции, невзирая на чины и «смягчающие» обстоятельства. Жестко? Для того чтобы по нашим улицам можно было ездить почеловечески, цена не слишком велика.
Кстати, о цене за парковку. Рустам Минниханов предложил формировать ее в рамках единой тарифной политики. Обсудить цену с потенциальными инвесторами глава Татарстана поручил мэрии Казани и Государственному комитету РТ по тарифам. Будет разработан и комплекс мер по стимулированию автовладельцев к использованию парковок.
Михаил РЯБИНИН