Свои мысли и чувства можно выразить не только на бумаге, полотне или в музыке. Издревле существует и другой способ рассказать о своем восхищении, радости, грусти или печали. Например через букет цветов. Флористы и психологи создали целую науку о том, какой цветок какие чувства выражает, к какому знаку зодиака идеально подходит. Цветы, оказывается, несут большую смысловую нагрузку. И если букет правильно составить, он может сказать о многом. Язык цветов богат на эпитеты.
Язык, богатый на эпитеты
В советские времена о флористах мало кто знал. Это направление развивалось в основном за рубежом. Сегодня флористы есть и в России, правда, пока в крупных городах. Пришло время заявить им о себе и в Казани. С 11 по 14 мая в столице Татарстана пройдет шестая специализированная выставка цветов и дизайна “Цветочная палитра”.
Мне доводилось бывать на предыдущих выставках. В основном это была торговая экспозиция: садоводы-любители стекались в павильоны “Казанской ярмарки”, чтобы прикупить рассаду, деревца, ягодные культуры, посмотреть, что предлагают питомники и такие же, как они, любители. В выставках тех лет участвовали и довольно крупные компании, но все-таки это была больше торговля, нежели форум профессионалов.
В нынешнем году организаторы выставки решили изменить концепцию ее проведения. Как отметила на недавней пресс-конференции в агентстве “Татмедиа” руководитель выставки Назира Хабибуллина, во-первых, здесь состоится первый открытый флористический фестиваль Татарстана, который получил статус регионального этапа международного проекта Анастасии Троицкой “Золотые букеты Руси” и “Цветы мира”. В конкурсе примут участие 24 флориста из Казани и Нижнекамска. Остальные города, к сожалению, не проявили себя – не так-то легко флористам из небольших поселений решиться выступить в таких соревнованиях.
Во-вторых, в рамках выставки состоится “круглый стол”, посвященный проблеме цветочного оформления и ландшафтного дизайна населенных пунктов. Это актуальная проблема для наших городов и поселков. По сути, никто раньше не решал этот вопрос в комплексе: мы все больше строили жилье, объекты соцкультбыта, не всегда “доводя до ума” дворовые площадки. До озеленения дворов, улиц, особенно в спальных районах, руки как-то не доходили. Центр города, конечно, украшали, особенно к праздникам. Но дальше этого дело не двигалось.
Почему мы так любим большие и дорогие букеты?
Казанские флористы делают только первые шаги на российском цветочном подиуме. Пока они не объединены (в отличие, например, от их марийских коллег), действуют разрозненно, не всегда имеют друг о друге полную информацию. Нынешняя выставка – это попытка заявить о себе в российском масштабе, показать, что модная сегодня флористика развивается и в регионах.
С другой стороны, участвуя в выставке, наши флористы пытаются воспитать потребителя, привить ему хороший вкус. Покупатель в республике не искушен в букетах.
“Почему-то, – улыбается Алла Сафронова, флорист из салона “Мадам де Флер”, – мы стремимся купить большие, пышные букеты, да еще и подороже. И цветовая гамма в букете весьма примитивна – преобладают белый, красный, желтый тона. И обязательно упаковка из слюды. Такой букет вряд ли может выразить какие-то чувства, отношение к человеку, которому хочется доставить удовольствие. Он, скорее, символ вашего небрежного отношения к подарку: купили в цветочном павильоне, по дороге на работу или с работы, над букетом практически не думали, взяли то, что предложила девочка-продавец, которая и понятия не имеет о флористике. Ей бы цветы побыстрее продать. Ваши чувства ее мало волнуют”.
А к букету можно подойти и с другой стороны, вложив в него свои сокровенные мысли. Алла Сафронова и продемонстрировала журналистам именно такие подходы, проведя небольшой мастер-класс. Перед собой она поставила задачу составить букет для молодой яркой женщины, которая выступает на сцене. Букет этот должен быть виден всему залу. Задача, согласитесь, не из легких. Просто розами, хризантемами и лилиями тут не обойтись. Поэтому флорист прибегнул к экзотическим растениям с непривычной для нас окраской – оранжевой, почти рыжей, зеленой и фиолетовой. Такой букет и вправду виден издалека. Более того, мастер отказалась от шелестящей обертки: букет был “установлен” на каркас, а “ручка” букета укрыта красивой тесьмой. И рукам удобно, и глазу приятно.
Нужно разрушать стойкое представление у потребителя, что самые лучшие букеты – большие. Легкие и воздушные, асимметричные и наоборот – это признак стиля, признак того, что язык цветов вами освоен не хуже английского.
Свидание на пустыре
Сколько в нашей столице зеленых уголков, где можно было бы назначить свидание понравившейся девушке? По пальцам можно перечесть. А сколько скамеек там, где все-таки решились разбить зеленые газоны и украсить их цветами? Ответ тот же. А между тем мы, как налогоплательщики, должны быть заинтересованы в том, чтобы цветы в городе были не только на центральных магистралях, но и в наших дворах, заметила Назира Хабибуллина. Однако цветы во дворах – непозволительная роскошь.
Зеленые насаждения, оказывается, “съел” рынок. Дело в том, что твердое покрытие во дворах (асфальт) обходится строителям в такую же сумму, как и зеленый газон, рассказала на пресс-конференции представитель фирмы “Ландшафт плюс” Лейла Насыбуллина. Но за газоном нужно ухаживать. А асфальт закатал – и забыл. Вот и стоит пыль столбом в наших дворах.
Частные ландшафтные компании пытались убедить городские власти в необходимости привлекать их к работе по озеленению города. Однако без результата. В Казани работает в этой области один монополист – Горводзеленхоз, который из года в год выигрывает тендер на проведение этих работ. Остальные компании остаются за бортом. Правда, в прошлом году, рассказала Лейла Насыбуллина, ее компании доверили оформить участок на улице Чистопольской. Работа была сделана, и на высоком уровне. Но через какое-то время все цветы были вырваны и уничтожены. По другому мы конкурировать друг с другом не научились.
Журналисты тут же предложили участникам пресс-конференции и другим компаниям найти в городе территорию и за свой счет показать казанцам свое мастерство: оформить ландшафт так, чтобы у властей не было повода отказаться от услуг частных компаний. Акцию эту нужно провести гласно, пригласить прессу, ответственных за озеленение товарищей. И пусть налогоплательщик проголосует, в каком городе он желает жить. Правда, при этом нужно всегда помнить, что оформить ландшафт – это только полдела. За озелененной территорией нужно ухаживать, поливать, охранять (вспомните, сколько горшков с петуниями украли из контейнеров во время 1000-летия Казани). Ландшафт – дело дорогое. И если мы не научимся его беречь, так и проживем в пыльных дворах, а свидание девушке придется назначать на скамейке за пустырем.
Не очень романтично.
Анна ИЛЬИНА.