Как потратить миллиард

Вчера в Казани обсудили финансовые перспективы российского образования Федеральное Правительство в 2011-13 годах направит на модернизацию регионального образования 120 миллиардов рублей – такие деньги наше образование получает впервые в новейшей российской истории.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Вчера в Казани обсудили финансовые перспективы российского образования Федеральное Правительство в 2011-13 годах направит на модернизацию регионального образования 120 миллиардов рублей – такие деньги наше образование получает впервые в новейшей российской истории. Как сделать так, чтобы эти миллиарды не растворились в глубинах отрасли, а повысили ее эффективность?

Об этом вчера шла речь в Казанской ратуше на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. Совещание прошло с участием министра образования и науки России Андрея Фурсенко и Президента Татарстана Рустама Минниханова.

Казалось бы, что может быть проще, чем потратить несколько миллиардов рублей? Тем более в российском образовании, где сегодня столько дыр, что только успевай затыкать… Но не все так просто.

Начнем с того, что деньги регионам выделяются не за «красивые глаза». Напомним предысторию вопроса: еще в начале апреля Премьер-министр России Владимир Путин предложил разработать специальную программу взаимодействия федеральных и местных властей: Правительство выделяет регионам деньги на ремонт и оборудование для школ, а местные власти свои высвободившиеся средства направляют на повышение зарплат учителям до уровня средней зарплаты в экономике региона. Конкретные суммы федеральной поддержки, пояснил Андрей Фурсенко, Премьер-министр назвал: 120 миллиардов до 2013 года, причем 20 миллиардов – в 2011 году.

– Отказаться от такой возможности было бы преступно, – отметил федеральный министр. – Но надо помнить, что простая раздача денег никогда ни к чему хорошему не приводила. Надо помнить, что это инструмент повышения качества образования. Министерство готовит обоснование этих затрат, и мне хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.

Но региональных министров образования в первую очередь интересовали как раз вопросы технологии повышения зарплат. Например, кому именно их повышать – только школьным учителям или педагогам дополнительного образования и воспитателям в детских садах тоже? А то ведь получится, как в медицине, когда участковым врачам зарплаты резко подняли, а остальным специалистам – нет, чем вызвали социальное напряжение в отрасли…

Опять же – есть регионы, где средняя зарплата учителей и так почти сравнялась со средней в экономике. Потому что экономика там слабая и заработки

невелики. А вот регионам-донорам придется непросто. Об этом заявил Рустам Минниханов:

– У нас экономика на подъеме, зарплата растет бурно. И если подтягивать к ней учителей, никаких денег не хватит… Нужно более детально расписать эту программу по регионам.

Андрей Фурсенко согласился, что те соглашения, которые регионы будут подписывать с федеральным центром по софинансированию программы модернизации образования, не должны быть унифицированными – в них нужно учитывать и местные условия. Там, где действительно нет возможности довести зарплаты учителей до средних в экономике, речь может идти об их существенном повышении. Кроме того, регионы, добросовестно выполняющие свои обязательства по соглашению, могут просить у государства косвенной финансовой поддержки – скажем, возмещения налогов. Опять же – этим регионам могут разрешить использовать бюджетные деньги по собственному усмотрению, в том числе и на зарплаты другим категориям педагогов. Главное, чтобы финансы остались в сфере образования.

Но главным козырем регионов в этой «торговле» с федеральным центром должно стать новое качество местной системы образования.

– Государство дает нам деньги не потому, что ему их некуда девать, а чтобы улучшить школьное образование, – заметил Андрей Фурсенко. – А мы прекрасно знаем, что вкладывать деньги в неэффективную систему бессмысленно. Поэтому давайте покажем, что эти деньги мы заработали, что в школе к лучшему изменились условия, что туда пришел новый, современный учитель.

Кстати, в качестве примера удачной программы модернизации регионального образования министр назвал татарстанскую программу «Килэчэк» (о ней участникам в начале совещания рассказал министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов, вызвав живейший интерес аудитории).

– Те разумные подходы, которые есть в Татарстане, вполне могут реализовываться в других регионах, – отметил Андрей Фурсенко. – Когда мы докажем, что выделенные миллиарды рублей потрачены эффективно, будем иметь полное моральное право просить Правительство продолжить финансовую поддержку отрасли.

 

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще