Укротитель шайтанов

– Если верить поговорке о том, что каждый по-своему с ума сходит, я тоже не составляю исключения, и это меня чрезвычайно успокаивает, – шутит Ислам Ахметзянов, знакомя со своей коллекцией масок.

Автор статьи: Д. Бунтуков

– Если верить поговорке о том, что каждый по-своему с ума сходит, я тоже не составляю исключения, и это меня чрезвычайно успокаивает, – шутит Ислам Ахметзянов, знакомя со своей коллекцией масок.


Из-за “странного интереса”, который пробудила в нем в общем-то случайная покупка африканской маски за 25 рублей в Ленинграде, тогда, в 80-е годы, в семье Ахметзяновых разразилась “вторая куликовская битва”. Супруга Ислама Галиахметовича в штыки приняла первые шаги начинающего коллекционера. В противовес сведениям об использовании масок в античном театре, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии она выдвигала довод, связанный с поверьем, что маски “созывают в дом шайтанов”.


Ислам Ахметзянов со своей коллекциейСегодня в доме генерального директора ОАО “Идел-Пресс” Ахметзянова более полусотни разного вида масок. После того как Ислам Галиахметович приобрел вторую, третью маски, его супруга со вздохом мученицы вступила на стезю терпимости по отношению к увлечению главы семьи. А со временем и вовсе успокоилась. Похоже, убедилась в безобидности экспонатов, украшающих не только стены дома, но и подсобных помещений на приусадебном участке.


Часть коллекции в самом деле размещена хотя и под навесом, но все-таки на улице. В большинстве своем это вариации персонажа известной сказки Габдуллы Тукая – Шурале. Может, он да еще маска героя Жоржа Сименона комиссара Мегрэ, предваряющая настенную экспозицию на первом этаже, и есть те стражи, что не пускают в дом шайтанов?


Сам Ахметзянов скептически воспринимает “разного рода бабушкины сказки”. Однако взгляд его на маски весьма строг. Он не рискнет купить случайную поделку на заграничном базаре. Зная, что дерево является энергетическим проводником, допускает возможность использования его для передачи хвори от больного человека здоровому с помощью маски. Потому собрание Ислама Галиахметовича включает лишь “деревянные лица” из художественных салонов и подарки друзей – писателей и художников.


Вот работы, сделанные писателем Миргазианом Юнусовым. Если учесть, что большой рот считается признаком алчности и хвастливости, а толстые губы – глупости и невежества, то его “Болтун” является довольно ярким воплощением характера персонажа. О страсти к говорливости свидетельствуют и волосы, спускающиеся по щекам однообразными крупными завитками.


Физиономические особенности маски “Удивление” предельно гротескны. Эмоции человека выдают сильно вытянутое деревянное лицо, в котором слились воедино глаза, нос и рот.


…В коллекции Ахметзянова есть очень грустная африканская маска. Женское лицо, слезы, струящиеся из-под закрытых век, замысловатым орнаментом застыли на щеках. Украшения на лбу указывают на какой-то праздник или ритуал.


С этой “африканкой” связана целая история. Пять лет назад она была приобретена в одном из художественных салонов Москвы и по прибытии в Казань забыта в купе поезда. Поздно обнаружив пропажу, Ислам Галиахметович разыскал проводницу вагона, в котором возвращался домой, но та сказала, что ничего ни о какой маске не знает. Зато об “африканке” знал ее коллега-проводник. Но он вернул маску за определенное вознаграждение.


…В каждой маске есть своя интрига. Основные ее линии отличаются разнообразием состояний, присущих человеку. Не секрет, что, общаясь с другими людьми, мы часто составляем впечатление о собеседнике по интонации голоса, движениям тела, а еще по выражению его лица. Язык мимики существует во всех культурах. Это видно и по маскам: и европеец, и азиат, и туземец с далеких тропических островов одинаково отражают на своем лице радость, печаль, испуг, любопытство…


– Мы часто пытаемся скрыть свои подлинные чувства, как бы надевая на лицо разные эмоциональные маски, – говорит Ислам Галиахметович. – Приходится, например, скрывать скуку или изображать неподдельное любопытство, или прятать интерес под маской безразличия. Ситуация вынуждает не афишировать негативные эмоции, подавлять улыбку, желание пошутить.


– А может ли вас обмануть одна из таких “масок”?


– Во время переговоров с нашими партнерами приходится наблюдать за жестами, мимикой людей. Если, например, человек начинает смотреть вниз или отворачиваться в сторону – значит, он не согласится на наши условия. Если на его лице нет натянутой улыбки, подбородок выставлен вперед – заказчик обдумывает наше предложение. Ну а если его взгляд на несколько секунд встречается со взглядом нашего представителя, одновременно по лицу проскальзывает улыбка, то заказчик явно склоняется к нашим доводам. Наконец, если во время переговоров его голова опускается на тот же уровень, что и голова нашего коммерческого директора, то сделка будет совершена.


…Знакомя с деревянными персонажами своей коллекции, Ахметзянов комментирует их характер. Так, морщинки, избороздившие лоб, глубокие складки, идущие от носа, опущенные уголки губ символизируют горести и невзгоды. Маска с широкой улыбкой и безмятежным лицом изображает радость. Окаменевшее лицо, плотно сжатые губы, суженные глаза выражают агрессивность…


На вопрос о шайтанах Ислам Галиахметович с улыбкой отвечает:


– Если они и есть, то наверняка меня боятся. Потому что каждого из них знаю в лицо…


Зульфира ТУГАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще