Жилищными проблемами своих подопечных всерьез озаботились сотрудники татарстанских органов опеки и попечительства. Как выяснилось на прошедшем недавно республиканском совещании этих специалистов, новые экономические реалии жизни таковы, что сегодня остаться без своего угла рискуют не только дети из так называемых неблагополучных семей, но и отпрыски вполне добропорядочных, но недальновидных родителей.
Квартирный вопрос для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, – пожалуй, одна из самых острых проблем. Пока ребенок находится в детском доме, квартира, где он когда-то жил, может быть продана, обменяна, разменяна, и в итоге, вступая во взрослую жизнь, молодой человек остается без крыши над головой. Такие случаи, как рассказал на совещании прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры РТ Равиль Вафин, сегодня не редкость. В идеале за тем, чтобы подобного не происходило, должны следить органы опеки и попечительства, но не всегда идеал и реальность совпадают: иногда специалистам просто не хватает времени за всем уследить, а порой присутствует и халатность по отношению к своим обязанностям.
Между тем в апреле 2004 года было принято постановление Конституционного Суда России, которое гласит: если жилье было приобретено добросовестным гражданином (то есть доказано, что покупатель не оказывал никакого противозаконного воздействия на продавца), его нельзя вернуть прежнему владельцу. И сейчас, считает Равиль Вафин, число детей, оставшихся без жилья за время своего пребывания в детдомах или социальных приютах, может увеличиться.
Но не только эта категория детей может в ближайшем будущем пострадать от “квартирного вопроса”. Как выяснилось в ходе совещания, множество проблем у органов опеки и работников прокуратуры возникает в связи с набирающим силу ипотечным строительством. Как известно, в случае, если человек не может выплачивать проценты по ипотечному кредиту, жилье должно отчуждаться, то есть, попросту говоря, незадачливого покупателя будут выселять из неоплаченной квартиры в маневренный фонд. И в этом случае права его несовершеннолетних детей будут ущемлены, ведь ребенок лишается нормальных жилищных условий.
По этому вопросу Прокуратура республики обращалась в Генеральную прокуратуру России. И получила ответ, где указывается, что органы опеки могут поставить родителям, претендующим на получение ипотечного кредита, условие: в случае, если квартира пойдет с торгов, они должны или выплатить ребенку его долю в этом жилье, или приобрести для него за счет денег, приходящихся на его долю, новую квартиру. Но как это реально сделать, пока никто не представляет.
Проблема, как выяснилось, доставляет немалую головную боль не только прокуратуре, но и самим представителям органов опеки. От них требуют разрешения на выдачу ипотечных кредитов для семей с детьми, а значит, если ребенок останется без жилья, они будут нести за это ответственность. Хотя решение о кредите принимают родители – вполне взрослые и, предполагается, ответственные люди. Еще один сложный момент: некоторые банки, выдавая ссуду, вообще не хотят указывать детей в договоре ипотечного кредитования. Или предлагают включить в договор условие, что в случае смерти родителей наследник (несовершеннолетний, заметим) должен в кратчайшие сроки полностью погасить долг по кредиту.
В общем, хоть ипотека и благое дело, но забот она органам опеки и попечительства прибавила. И решать все спорные вопросы надо, заметили на совещании, на уровне Правительства республики. Как и проблемы обеспечения жильем детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей.
В совещании принял участие министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов.