Отбиваться от жалоб разгневанных читателей пришлось в марте большинству районных изданий. Как выяснилось, многие льготники получили недавно на руки новый социальный документ – карточки для приобретения бесплатных билетов на пригородные железнодорожные поездки. Вещь, казалось бы, необходимая.
“Но в том-то и дело, – пишет инвалид Н.Феоктистов на страницах азнакаевского “Маяка”, – что на большей части территории Татарстана железной дороги нет, и эти карточки для сельчан – что мертвому припарка. Может быть, ее вручение – неудачная первоапрельская шутка?”
Вторит ему Муллахмет Шигапов из бавлинского села Татарская Тумбарла. “Ближайшая от нас железнодорожная станция находится в 35 километрах – в Бугульме. Но пригородные поезда там не курсируют. В этой связи меня волнует вопрос: сколько денег из бюджета потребовалось, чтобы разослать по почте эти не нужные большинству стариков карточки? Не лучше ли было предусмотреть на эти деньги бесплатный проездной на пригородный автобус? Я бы с превеликим удовольствием съездил в ту же Бугульму”.
Бавлинская “Слава труду” уточняет, что карточка на бесплатное приобретение железнодорожных билетов является частью так называемого единого социального пакета, в который входит также компенсация за покупку лекарств и санаторно-оздоровительное лечение. Все, кто не отказался от пакета в прошлом году, нынче получили эту карточку. Обменять ее на деньги сегодня не предусматривается, сделать это можно будет только с начала будущего года. Для этого необходимо до первого октября написать соответствующее заявление в отделение Пенсионного фонда по месту жительства.
Кстати, отказавшиеся от соцпакета получают ныне 53 рубля ежемесячно. Это и есть цена упущенной ветеранами транспортной льготы…
А вот в Муслюмовском районе население взволновало известие о подорожании хлеба. По сообщению “Сельских огней”, стоимость стандартной буханки из пшеничной муки высшего сорта в марте возросла до одиннадцати рублей, стоимость буханки ржаного хлеба – до десяти. В среднем цены на продукцию местного хлебокомбината подросли на 5 -10 рублей. Особенно ощутимо подорожали кондитерские изделия, поскольку подскочили цены на сахарный песок и соль. Смущает одно: обычно рост цен на хлеб чиновниками подробно обосновывается, а на этот раз подорожание произошло без всяких объяснений, как само собой разумеющееся.
В верхнеуслонскую “Волжскую новь” читатели жаловались на неумеренные наценки местных коммерсантов на товары повседневного спроса. Так, одна мамаша сообщила, что для своего малыша она постоянно покупает памперсы. Их стандартная стоимость – около четырех рублей за штуку. Но в Верхнем Услоне за один детский подгузник сегодня необходимо выложить сразу 17 рублей. Разве это нормально? То же самое касается других востребованных непродовольственных товаров в ассортименте предпринимателей.
Ситуацию взялись прокомментировать специалисты местного отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке и защите прав потребителей. По их словам, недавно государство окончательно отпустило цены “на волю”, и они стали нерегулируемыми. Владельцы магазинов могут устанавливать наценки по своему усмотрению, исходя из интересов собственного бизнеса. Простым же гражданам ничего не остается, как искать, где товар подешевле.
Не менее острую проблему подняла “Зеленодольская правда”. В районе стало массовым оставление людьми своих загородных садовых участков на произвол судьбы. Еще несколько лет назад, напоминает газета, огородничество выполняло важную социальную функцию – снятия напряжения в обществе. В своем саду граждане проводили лето (ехать на юг не по карману), отдыхали, парились в собственных банях, занимались цветоводством. Урожай с личного участка был неплохим подспорьем к небогатому семейному столу.
Но сегодня содержание садов для многих стало неподъемным или весьма обременительным делом. За свои три-шесть соток нужно заплатить немалый налог за землю, провести межевание участка, надлежащим образом оформить его в собственность, зарегистрировать в госорганах. Невероятными формальностями обставлена процедура купли-продажи земли. Эта некогда простая сделка превратилась в многомесячное мытарство, связанное с немалыми денежными тратами, бесконечной маетой в очередях и обиванием многочисленных чиновничьих порогов.
Но, допустим, проблемы с бумагами владельцу сада удалось утрясти. Хождения по мукам на этом, однако, не заканчиваются, ибо возникает транспортный вопрос. До многих садовых товариществ в настоящее время добраться из дома нелегко, особенно если земля находится за Волгой. В худшем случае до товарищества муниципальный транспорт вообще не ходит, в лучшем – стоимость проезда зашкаливает за приемлемую. К тому же скидки на приобретение билета на пригородных рейсах для основных категорий огородников – пенсионеров и льготников – отменены.
Что касается поборов, то разве что на дым от печки осталось налог ввести! Это, например, и взносы за бурение скважины для снабжения водой и полива, и сборы за то, чтобы в очередной раз заасфальтировать-таки дорогу, ведущую до калитки товарищества…
Но и этот список хлопот далеко не полон. Читательница “Бугульминской газеты” А.Шипилова напоминает еще об одной напасти для “садистов” (так они нередко называют себя) – постоянных разорениях садов охотниками легкой наживы. Последние не брезгуют ничем – воруют с участков и из строений на них старые вещи, продукты, плохо лежащий строительный материал и, в первую очередь, металлолом. Снимают трубы для полива, металлические крыши, заборы, баки…
А.Шипилова с горечью пишет, что в городе несколько пунктов приема металла. Их работу никто не контролирует. В газетах и по местному телевидению усиленно рекламируются злополучные заведения, и садовые воры воспринимают это как прямой призыв к действию. Спрашивается, доколе?
Не сходит со страниц местной прессы и тема коммунальная. На сей раз о посетительском ажиотаже в местном расчетном центре поведала спасская “Новая жизнь”. В последнее время сюда приходит как никогда много народа со всего района – по 150-200 человек ежедневно. Наплыв вызван тем, что, во-первых, изменилась форма квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом многих сбила с толку новая практика исчисления задолженности потребителей: если раньше информация о ней проходила отдельно в одной из граф, то теперь долг включается в общую сумму к оплате. Сделано это так хитроумно, что невозможно разобраться, за что этот долг, собственно, начислен.
Во-вторых, в квитанциях появилась суперграфа “Полив”, напротив которой значатся к оплате солидные суммы в трехзначном выражении. Именно это в первую очередь и возмущает население. Что, кроме комнатных растений, можно поливать в январе – марте? Клиенты решительно требуют отменить не по сезону установленную “услугу”.
Встречаются, впрочем, и обратные примеры, когда поставляемыми услугами потребители злоупотребляют. Об этом рассказала газета “Сельские горизонты”. В Рыбной Слободе заботой номер один после муниципальной реформы стало… уличное освещение, перешедшее на попечение органов местного самоуправления в наследство от энергетиков. После проведенной инвентаризации выяснилось, что свет на многих уличных столбах в райцентре горит круглые сутки. Причина в том, что на здешних линиях электропередача нет автоматического отключения света. Более того, фонари на многих столбах установлены для освещения частных построек, а не улиц.
Раньше это никого не волновало, поскольку энергетики списывали сожженные на улицах сел и деревень киловатты на производственные потери. Теперь же уличное освещение стало одной из наиболее затратных статей расходов муниципальной власти. Потому принято решение снабдить столбы освещения индивидуальными выключателями и возложить ответственность за соблюдение светового режима на жителей домов, примыкающих к электрическим линиям. Столбы с освещением, направленным на частные постройки, отныне считаются незаконно установленными, а жители, которые “оборудовали” освещение под себя, штрафуются. Размер взыскания – до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
И все-таки, как ни крути, а истинный свет – внутри нас. Это наша духовная культура. Осознавая это, пестречинская газета “Вперед” организовала рейд по сельским клубам и домам культуры. В районе их три десятка, в последние годы закрылся только один из них – в селе Кулаево. Работают в этих заведениях более пятидесяти человек – организаторы, художественные руководители, методисты. К сожалению, во время рейда на рабочем месте удалось застать в основном только заведующих, кое-где – членов родительского комитета, которые находились на дискотеках по графику дежурств. Удалось установить также, что, кроме дискотек, в очагах культуры изредка ставятся и концерты, которые собирают аншлаги.
Но в целом итог рейда неутешителен: досуг сельчан организован весьма скудно. В клубах, как правило, нет кружков по интересам, не поддерживаются самодеятельные творческие коллективы, не работают библиотеки. Естественно, все это негативно отражается прежде всего на молодежи. Помимо этого отметили проверяющие плохое освещение в клубах и повсеместное злостное нарушение правил пожарной безопасности. Единственная отрада – участники рейда не встретили… ни одного пьяного.
Ой ли? Впечатление то обманчивое. По крайней мере, картина, составленная кукморской “Трудовой славой” относительно масштабов сельского пьянства, удручает. В прошлом году в районе было зарегистрировано 82 отравления самопальным алкоголем, три человека погибли. В одном из взятых на контроль сельских муниципальных образований из трех населенных пунктов было продано за год 5,5 тысячи литров водки. Журналисты подсчитали, что на одного человека это составило 15 литров “горькой”.
Еще одна цифра. 233 человека прошли за год лечение от алкоголизма в кукморской районной больнице, причем все – добровольно, иначе лечить бесполезно. В день врачам приходится сталкиваться с двумя-тремя больными алкоголизмом в возрасте 20-25 лет. Страшнее всего то, что среди “запойных” все чаще попадаются подростки…