Поиск эффективных форм управления жилищным фондом – органичная составляющая реформы ЖКХ. В Набережных Челнах 95 процентов собственников и нанимателей квартир пока отдают предпочтение управляющим компаниям, которых в городе ровно дюжина, 11 из них – частные.
Имеются также 26 товариществ собственников жилья (ТСЖ), в их ведении 3,5 процента жилищного фонда. Немного, конечно, если учесть, что в Казани этот показатель превышает 7 процентов. Впрочем, как заметил на брифинге в пресс-службе горсовета заместитель руководителя исполкома муниципального образования Айрат Зайнуллин, этому есть объяснение. По темпам жилищного строительства столица республики в последние годы в разы опережала автоград. А в ТСЖ охотно объединяются прежде всего новоселы. Обитатели же обветшавших многоэтажек выжидают, опасаясь, что из-за больших объемов недоремонта (в Челнах он достигает 2,6 миллиарда рублей) могут остаться один на один со своими проблемами.
И все же лед тронулся. В марте было зарегистрировано 5 новых товариществ. Возможно, набраться смелости их членам помог опыт ТСЖ “Наш дом”, существующего в автограде уже четыре года и ставшего недавно единственным представителем Татарстана, победившим в своей номинации на Всероссийском конкурсе предприятий ЖКХ. Но говорить об устойчивой тенденции пока преждевременно. В чем убеждает последний случай. После регистрации у товарищества (четыре дома в поселке ЗЯБ) возник конфликт с управляющей компанией, их эксплуатирующей. Проще говоря, она не хочет отпускать “беглецов”. Основание: хотя за смену формы управления домами и проголосовало большинство их жителей, но не подавляющее. Вообще-то закон этого и не требует. Однако с выносом вердикта исполком колеблется.
У существующих управляющих компаний есть производственная база, кадры, а хватит ли профессионализма команде энтузиастов, взявшихся за тяжелый воз? Как выйти из ситуации, не знаю, честно признался Айрат Зайнуллин. Ведь если бизнес управляющих компаний начнет стремительно терять объемы, то вниз покатятся их экономические показатели со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, нельзя создать конкурентную среду в сфере ЖКХ, не позволив собственникам жилья самим выбирать организацию, которая обеспечит им необходимый уровень качества сервиса по оптимальным ценам. Сказать, что в исполкоме этого не понимают, означало бы погрешить против истины. Здесь первыми в республике создали отдел по пропаганде среди населения новых форм управления жилыми домами.
Параллельно в городе происходит усиление общественного контроля над деятельностью управляющих компаний, с которыми население держит связь через 69 советов микрорайонов, 1180 старших по домам и 7 тысяч старших по подъездам. С председателями домкомов в обязательном порядке согласовываются планы капитального и текущего ремонта жилищного фонда, без них не обходится и приемка выполненных подрядчиками работ. Утверждена система поощрения лучших активистов. В частности, управляющими компаниями для них предусмотрены льготы при оплате коммунальных услуг.
Но объективнее всего качество сервиса способно оценить само население. Если в 2003 году в городскую администрацию на коммунальщиков поступило 907 письменных жалоб, то в прошлом году – почти в два раза меньше. Хотя при переходе на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг потребитель стал более взыскательным и при неполном их предоставлении требует перерасчета. В 2005 году челнинцам на этом основании было возвращено более 22 миллионов рублей.
Результаты от совместной работы населения с управляющими организациями ожидаются еще весомее. В течение ближайших двух лет завершится освещение подъездов, а это 160 тысяч светильников в антивандальном исполнении. С 2008 года станут соблюдаться нормативные сроки ремонтов лестничных клеток и кровли домов. В стадии реализации – городские программы “Светлый двор” и “Челнинский дворик”. Последняя программа включает комплексную реконструкцию детских площадок вместо обычной покраски морально и физически изношенных спортивных снарядов.
Придаст ли новый импульс реформе ЖКХ вступивший в силу закон РФ о местном самоуправлении? Как заметил выступивший на брифинге председатель постоянной комиссии горсовета, генеральный директор ЗАО “Челныводоканал” Уел Хусаинов, лично он не почувствовал, что с 1 января 2006 года начал жить в стране, где каждый отвечает сам за себя. Что неудивительно: за предыдущие десятилетия люди привыкли к статусу иждивенцев. Хозяевами не рождаются. Чтобы стать ими, нужно время. И сфера ЖКХ как нельзя лучше подходит для этого.