В последние годы в Татарстане было сделано многое для развития малого и среднего бизнеса. Однако насколько действенна созданная инфраструктура и эффективно ли работают республиканские венчурные фонды, технопарки и бизнес-инкубаторы?
Обсудить этот вопрос за «круглым столом» в Торгово-промышленной палате собрались представители вышеперечисленных структур, Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства и сами предприниматели.
В ИДЕАЛЕ…
По словам Натальи Таркаевой, заместителя председателя этого комитета, в республике для поддержки МСБ (малого и среднего бизнеса) созданы не отдельные точечные элементы, а целая система, которая выстраивает цепочку с начала развития идеи до становления крупного и конкурентоспособного предприятия.
Все начинается, как правило, с технопарка «Идея», затем сформировавшиеся проекты могут перемещаться в бизнес инкубаторы, которых в республике пять. Более крупные предприятия далее размещаются на площадях индустриальных парков или технопарка «Химград». Ну а для самых крупных компаний – особая экономическая зона «Алабуга».
Как отметил заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Валерий Герасимов, выстроенная система работает эффективно и каких-либо нарицаний или тревожных звонков в их организацию не поступало. Разве что не всегда бывает достаточно информации о проводимых этими структурами программах государственной поддержки. В подтверждение тому Александр Салагаев, председатель совета директоров Центра аналитических исследований и разработок, рассказал о том, что по заказу Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ его сотрудники провели исследования по вопросу реализации программы самозанятости для офицеров, уволенных в запас. Были опрошены 700 человек, из которых лишь 10 знали о существовании этой программы, из них три человека подали заявки, и только один из трех получил деньги на открытие своего дела.
А НА САМОМ ДЕЛЕ…
По данным Татарстанстата, на 1 октября прошлого года в республике насчитывалось
170-140 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 41 тысяча индивидуальных предпринимателей. На их поддержку и развитие этой сферы в целом государство выделяет большие средства. Например, в нынешнем году эта статья расходов составит около 12 миллиардов рублей.
Эти данные озвучила на «круглом столе» Закия Шафикова, председатель комитета по стратегическому развитию и информационной политике Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, генеральный директор ООО «Инвестиционная компания «Элемтэ».
Комментируя приведенные цифры, она выразила мнение, что деньги выделяются прежде всего на развитие молодежного предпринимательства, пропаганду бизнес-проектов. Поставлена цель поднять долю предпринимательской деятельности в ВВП России до сорока процентов, что максимально приблизит нас к показателям развитых стран с сильной экономикой.
Но при всем этом многие предприниматели даже понятия не имеют о тех программах, которые реализуются в нашей республике. А большинство молодых и начинающих бизнесменов даже толком не знают, как работают те же самые технопарки и бизнес-инкубаторы. Более того, зачастую помощь новичкам осуществляется разрозненно, предпринимателю приходится ходить по разным инстанциям, что, конечно, эффективности этой помощи не добавляет.
По словам Закии Шафиковой, для реальной поддержки новичков необходимо на первом этапе буквально за руку их водить и объяснять на пальцах, как сдавать баланс или правильно платить налоги. Такой политики придерживается, например, Нижегородская область, где программа развития предпринимательства включает в себя как раз подобный подход от «А до Я». А в Татарстане получается, что государственные программы с внушительным финансированием существуют в одной плоскости, а малый и средний бизнес – в другой.
И СЛЫШАТЬ НЕ ХОТЯТ
Заместитель директора Инвестиционно-венчурного фонда РТ Руслан Габидуллин согласился, что порой информации о деятельности его организации бывает недостаточно, особенно за пределами Казани. Однако уточнил: его сотрудники организуют регулярные поездки по районам Татарстана с презентацией возможностей фонда и реализуемых им программ. Участники «круглого стола» пришли к мнению, что необходимо совместно проводить такие выезды и через контакты с Ассоциацией предприятий МСБ передавать больше информации о своей деятельности предпринимателям.
Однако проблема «разрозненности участников процесса», которую обозначила Закия Шафикова, так и осталась без внимания со стороны Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства. Сразу после своего пятиминутного доклада Наталья Таркаева, сославшись на важное совещание, покинула участников дискуссии, вызвав недоумение у присутствующих.
Проблем у бизнеса сегодня предостаточно, но вместо того чтобы сообща их решать и прислушиваться к мнению самих предпринимателей, руководство комитета отдает предпочтение бумажной работе, а не общению с конкретными людьми, высказал упрек вице-президент Ассоциации предприятий МСБ Роберт Закиров. По его мнению, когда в республике функционировало Агентство по развитию предпринимательства, созданное в 2002 году, работа с представителями бизнеса велась фактически точечная. ЧП-шникам предоставлялись все необходимые информация и консультация. Со времени реорганизации структуры в комитет такая практика практически исчезла. И сейчас создается впечатление, что его сотрудники занимаются лишь отчетами и посещают различные совещания, а реальной помощи от них большинству начинающих предпринимателей не дождаться.
ПРОВАЙДЕРЫ ИДЕЙ
Другим острым вопросом в обсуждении стала проблема продвижения инновационных идей в республике. Руслан Габидуллин и управляющий технополисом «Химград» Айрат Гиззатуллин сошлись во мнении: главная сложность заключается в том, что в Татарстане есть конкуренция государственных и частных венчурных фондов за проекты, а не проектов за возможность использования поддержки фондов. Создание необходимых условий для развития инновационных идей – это нужное, но недостаточное требование для развития предпринимательства, поскольку нет конкуренции самих идей. На самом деле нехватка предприимчивых людей – основная проблема в этой области, для развития которой необходимо вырастить целое поколение новаторов.
Кроме того, участники «круглого стола» пришли к выводу, что отрасли не хватает провайдеров, которые бы помогали ученым продвигать свои задумки. С одной стороны, людей науки обвиняют в том, что они не только не умеют преподнести свою идею, но и порой не могут вразумительно рассказать о ней. С другой, ученые и не должны заниматься такой работой: они создатели, изобретатели, но совсем необязательно менеджеры или дельцы. При этом, пока решается этот затянувшийся вопрос с продвижением идей, крупным компаниям зачастую приходится покупать технологии на Западе, чтобы не ждать, пока «повисшие» отечественные идеи реализуются в реальности.
По словам Роберта Закирова, он не раз становился свидетелем ситуации, когда ученые в поисках финансирования, пройдя, что называется, семь кругов ада, принимали решение не ждать манны небесной от государства, а напрямую обращались на заводы и фабрики, где могли бы заинтересоваться практическим применением их разработок.
Создание государственной системы менеджеров-провайдеров, которая успешно функционирует во многих странах, позволила бы решить проблему продвижения инновационных идей и развить многие важные проекты до регионального, а то и до федерального уровня, внедрив их не на одном, а на многих предприятиях.
Анна КИЛЬЧЕВСКАЯ, «РТ»
Руслан КРИВОБОК, © «РИА Новости» (фото)