Недавно по одному из телеканалов показали документальный фильм о детях-беспризорниках. В нем был эпизод, как одна из благотворительных организаций на улице кормит их горячими обедами. Правильно ли поступают взрослые, предлагая такую поддержку? С обсуждения этого вопроса и начался наш разговор с Маргаритой Максимовой – деканом факультета социальной работы Казанского государственного медицинского университета.
Моя собеседница категорически против такой благотворительности, которая, по ее мнению, формирует у детей только иждивенчество, а не активное стремление найти свое место в жизни. Маргарита Николаевна убеждена, что таким подросткам надо дать в руки удочку, чтобы они учились сами ловить рыбу.
– Иначе эти ребята вырастут и останутся вечными клиентами социальных служб или пойдут грабить тех, кто трудится, – говорит она.
Как же заставить этих детей учиться и трудиться?
– Здесь не надо изобретать велосипед, в нашей стране есть опыт двадцатых годов прошлого века, опыт Макаренко, который сумел организовать беспризорников в учебные и трудовые коллективы, способные выпускать продукцию, например фотоаппараты, котировавшиеся даже за рубежом, – убеждена Максимова.
Доброта в понимании Маргариты Николаевны носит смысл, отличный от обывательского. Она считает, что жалеть человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, надо не одноразовыми подачками. Таким людям надо помогать делом. Этому она и учит своих студентов. О том же, насколько успешно ей это удается, можно судить и по тому, что она, пока единственная в Татарстане, награждена серебряной медалью “За социальное служение”.
Социальной помощи в Татарстане в эти дни исполняется пятнадцать лет. Столько же и факультету социальной работы КГМУ. Он появился в крайне тяжелый для нашей страны период, когда пенсии задерживались, зарплата на заводах выдавалась не деньгами, а производимым товаром, дети в школах падали в голодные обмороки. Именно тогда начали создаваться в республике учреждения социальной защиты. Для работы в них нужны были грамотные, квалифицированные кадры. Вот и встал тогда вопрос о том, кому их готовить.
У истоков факультета стояли доценты В.С.Хазиахметова, Р.А.Худякова и Ф.Т.Нежметдинова. Валентина Серафимовна вспоминает, как в 1991 году ректор мединститута направил ее в Москву на советско-шведские семинары, где обсуждалась целесообразность введения в наших вузах обучения социальной работе. Дискуссии по этой проблеме были жаркими. Надо было обладать определенной смелостью, чтобы пойти на эксперимент. Среди медицинских вузов России, кроме КГМУ, в ту пору на это решились еще три. Не было тогда ни нормативных актов, ни учебников, ни методических разработок, но было огромное желание создать уникальный факультет, отвечающий требованиям времени. Напомним, что в России только еще формировалась система социальной защиты населения, а в Татарстане была в стадии разработки программа такой адресной помощи.
Поэтому, когда Валентина Хазиахметова была приглашена Президентом Татарстана на должность советника по социальным вопросам, ей была предоставлена возможность продолжать руководить и факультетом. Таким образом и Президент получал “оперативный отклик” на социальные инновации непосредственно из уст вузовских ученых.
Традиционно на факультете большое значение придается качеству обучения. Лекции студентам читают как преподаватели медицинского университета, так и руководители, специалисты социальных ведомств и учреждений. Занятия проводятся в реабилитационном центре “Здравушка”, в детском приюте “Гаврош”, в центре помощи семье и детям “Гаилэ”. Студенты активно привлекаются к проведению Дня пожилых, декад инвалидов и всех других социальных мероприятий и праздников. Участвуя в них, будущие социальные работники больше узнают о проблемах своих будущих клиентов. В течение всех пяти лет учебы студенты социального факультета занимаются волонтерской работой.
За минувшие полтора десятилетия на факультете подготовлено около тысячи специалистов не только для Казани, но и для всей республики. На счету социальных работников много по-настоящему добрых дел, как больших, так и малых. Впрочем, в социальной работе маленьких дел не бывает, ведь от решения проблемы часто зависит чья-то судьба. В связи с этим нельзя, например, не вспомнить, что именно социальные работники обратились… к производителям клея “БФ” с просьбой изменить его состав. Сегодня предприятия уже начали выпускать клей без компонента, который привлекал детей-токсикоманов. А совсем недавно по предложению студентов в Казани были организованы специальные такси для инвалидов.
Покидала я факультет с убежденностью в том, что специалисты по социальной работе будут востребованы всегда. Рыночная экономика имеет, согласитесь, не только плюсы. Смягчить ее удары по тем, кто попадает в трудные жизненные ситуации, и призваны люди этой профессии.
Софья ИОНИНА.