Пик травматизма несовершеннолетних на железной дороге приходится на весеннее-летний период
В прошлом году на территории Казанского региона на железной дороге пострадали 6 несовершеннолетних, 5 из которых погибли.
С начала нынешнего года за различные правонарушения на железной дороге в республике были задержаны 23 подростка. Чаще всего – из-за перехода железнодорожного пути в неустановленном месте, курения в тамбурах, закидывания поездов камнями, подкладывания на рельсы посторонних предметов и нахождения на железной дороге в состоянии опьянения. Дети подвергают серьезной опасности грузовые и пассажирские составы и сильно рискуют сами.
…Ему было лень обходить состав из девяноста вагонов, стоящий на казанской станции Вахитово. 17-летний парень решил сократить себе дорогу и перелезть через вагон, как через забор. Поднявшись на крышу, молодой человек оказался в зоне поражения электротоком. Ребята, шедшие с ним, вдруг увидели яркие искры и замертво упавшего однокурсника.
А 12-летнему мальчишке, пришедшему на станцию Ометьево поиграть с другом, было интересно влезть на грузовой вагон: что же там? Он, к счастью, остался жив, но получил сильнейшие ожоги от поражения током.
Общеизвестно, что железная дорога является зоной повышенной опасности, но она продолжает привлекать детей и подростков, устраивающих игры и прогулки на ее территории. Практически все случаи травматизма несовершеннолетних в местах движения железнодорожного транспорта приходятся на весну и лето, во время школьных каникул. Стальная магистраль притягивает их как магнит.
– С начала нынешнего года на территории Казанского региона на железной дороге не было случаев травматизма среди детей и подростков, – рассказывает старший инспектор по делам несовершеннолетних городского УВД на транспорте Вера Купцова. Снижение уровня детского травматизма она связывает и с постоянной его профилактикой. Сотрудники транспортной милиции обходят близлежащие школы, речной и железнодорожный техникум, читают ребятам лекции, посещают родительские собрания, показывая фотоснимки последствий детской неосторожности, чтобы мамы и папы контролировали свободное время своих чад. Во время каникул рейды по выявлению правонарушений со стороны школьников учащаются.
Самые неожиданные препятствия, которые могут привести к несчастным случаям, встречают машинисты в пути следования. Часто в этом повинны подростки. Так, между станциями Вахитово и Ометьево есть спуск, куда школьники приходят кататься с горки. В середине марта они начали кидать в проходящие поезда снегом. Дежурный по станции это заметил. К сорванцам выехала оперативная группа. При беседе с ребятами выяснилось, что они принесли с собой ключи и монеты, дабы положить на рельсы перед проходящим поездом и посмотреть на результат.
– А ведь из-за одной монетки, – говорит Вера Купцова, – может случиться сход вагона с рельсов.
Часто подростки приносят и кладут на железнодорожные пути палки, шины, бутылки. А как-то младшеклассники после школы, переходя железнодорожный путь, увидели электричку и решили проверить, что случится с их, по всей вероятности, ненавистными учебниками, если по ним проедет поезд…
В мае прошлого года двое подростков возвращались домой из техникума, заснули в электричке и проехали свою станцию, к которой решили вернуться, как в песне, по шпалам. Они увидели, что навстречу им движется поезд, но на параллельных путях. Подростки были в наушниках и не слышали, что позади тоже несется состав. Машинист несколько раз подавал сигнал, применил экстренное торможение, но избежать наезда не удалось, ведь тормозной путь поезда – до тысячи метров. Оба парня погибли.
Вера Купцова рассказывает:
– В Ново-Савиновском районе Казани железная дорога проходит по мосту. В этом месте установлено предостережение: «Не влезай, опасно!» Но у ребят повелось игнорировать предупреждающие надписи. Весной 2009 года туда пришли 17-летние девушки. Когда поезд возник из-за поворота, они кинулись врассыпную, но одна лишь прижалась к бетонным конструкциям моста. Поезд ее не задел, однако воздушный поток подбросил и со смертельной силой ударил девушку о рельсы…
Вера Купцова напоминает: расстояние между человеком и проходящим поездом должно быть не менее 2,55 м. Иначе поднимающийся воздушный поток затянет под колеса. В случае когда человек остался между двумя параллельно идущим навстречу друг другу поездами, необходимо лечь на землю и накрыть голову руками.
Не всегда находятся у сотрудников милиции объяснения произошедшей трагедии. Так, в прошлом году 17-летний парень приехал домой на каникулы. Возвращаясь домой от друга, на остановочной платформе «Братья Комаровы» он просто остановился на путях по непонятным причинам и погиб от наезда поезда.
Иногда подростки делают железную дорогу местом… для соревнований. Так, в 2009 году четверо детей 10-12 лет решили проверить: кто быстрее перебежит линию перед проходящим поездом. Один в итоге остался без ног…
Вера Купцова уверена: детский травматизм на железной дороге – результат не только склонности ребят к опасным забавам. Это и вина взрослых. Как правило, жертвами и правонарушителями на стальной магистрали становятся подростки, мало контролируемые родителями. Предоставленные самим себе, целыми днями слоняющиеся без дела и к тому же злостно прогуливающие школу. И потом, дети нередко копируют поведение своих родителей, которые сами не прочь пренебречь правилами поведения в зоне повышенной опасности.
Альсина ХУСНУЛЛИНА