Как бы ни была актуальна сейчас, весной, тема хищнически истребляемых браконьерами первоцветов, разговор читателей “РТ” во время недавней “прямой связи” с начальником межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автотранспорта УГИБДД МВД РТ Марсом Резвановым шел о других “подснежниках”. На водительском жаргоне так называют автомобили, которые всю зиму не эксплуатировались, а провели ее в прямом смысле под снегом на стоянке или в переносном – под крышей гаража. Но так или иначе и этим автомобилям пришла пора выбираться на свет божий. А чтобы запрячь свою железную лошадку для езды по дорогам, ее владельцу необходимо получить талон о прохождении техосмотра. Будет ли нынче дорожать эта необходимая процедура? Есть ли какие-то новшества в прохождении техосмотра? Эти и многие другие вопросы градом сыпались по телефону на Марса Харисовича.
– Сразу скажу: стоимость техосмотра в Татарстане не повышается, и особого ужесточения правил его прохождения нет, – говорит Марс Резванов. – Но с 2006 года меняется периодичность представления транспортных средств на осмотр. Теперь новые легковые и грузовые автомобили с разрешенной массой до трех с половиной тонн, прицепы и полуприцепы тоже до трех с половиной тонн, а также мототранспортные средства получат талон о прохождении техосмотра сроком на три года, а не на два, как было раньше. Затем транспортные средства этой категории до достижения семилетнего возраста будут проходить ТО только через два года. Выходит, если вы купили новую машину, то в течение ближайших семи лет техосмотр будете проходить лишь трижды. Думаю, не такое уж неприятное новшество…
…Первым по “прямой связи” позвонил пенсионер из Казани Анатолий Федоров:
– Техосмотр прохожу не вовремя, потому что болел и пропустил сроки. Машина у меня готова, думаю, процедуру пройду без проблем. Но ведь до станции еще добраться нужно – может ли инспектор на линии меня наказать по дороге?
– Такое право у него есть, – отвечает Марс Резванов. – Сможете убедить инспектора, что не просто катаетесь по городу, а едете на техосмотр, – хорошо. Если же нет… Инспектор снимет госномера с вашей машины и выпишет квитанцию на штраф в размере пятидесяти рублей. Сразу же после получения талона о прохождении ТО и уплаты штрафа вы поедете в районный отдел и заберете номера.
– Но я же по уважительной причине не смог приехать вовремя…
– Ситуации бывают разные, согласен. Перед госпитализацией вам нужно было приехать на станцию ГТО, написать заявление о переносе техосмотра по уважительной причине и сдать регистрационные знаки.
У Равиля Закиевича – руководителя детско-юношеской автошколы из Альметьевска сразу несколько вопросов:
– Возникнет ли проблема при прохождении техосмотра автомобиля, у которого треснуто ветровое стекло?
– Если трещина не мешает обзору, то нет, – поясняет Резванов. – Если же трещина проходит в зоне работы стеклочистителя со стороны водителя, стекло нужно заменить.
– Сколько раз в год учебная машина должна проходить ТО?
– Один, как специализированный транспорт.
Кстати, этот же вопрос задал еще один руководитель автошколы из Альметьевска.
– Сколько у вас машин?
– Около тридцати.
– Техосмотр вы проходите раз в год, как и плановую проверку ГИБДД. Однако если ваш транспорт попал в дорожно-транспортное происшествие, тем более – с пострадавшими, то сотрудники Госинспекции обязаны после ЧП еще раз проверить ваше предприятие, дабы выяснить, почему это произошло, и осмотреть остальной транспорт. По результатам плановой проверки, если выявлены нарушения, проводится контрольная…
– Что-то сильно альметьевские гаишники поприжали автошколы… – замечаю я, после того как Резванов кладет трубку.
– Автошколы сегодня вообще в центре внимания, иначе и быть не может. Но в Альметьевске у нас особая ситуация. Дело в том, что именно в этом городе появилась первая станция диагностики в республике, опыт наработан большой. У альметьевской ГИБДД очень четко поставлен контроль за сроками прохождения ТО. Например, даже частных автовладельцев, не говоря уж о руководителях автопредприятий, предупреждают о подходящих сроках техосмотра, высылая повестку. А стоит лишь на день просрочить, инспектор выезжает по адресу опоздавшего и выясняет причину. Работа идеальная, что и говорить. К сожалению, в Казани это трудновыполнимо – слишком много машин.
Нашу беседу прерывает звонок. Алевтина Игнатьева из Казани возмущается:
– Техническое состояние многих городских автобусов никуда не годится. Я в тонкостях не разбираюсь, но есть недостатки, даже мне для меня очевидные. Например, у автобусов не горят габаритные огни, номерные знаки не освещаются, даже стоп-сигналы не включаются. А о дополнительных сиденьях, приваренных в салонах, я вообще не говорю. Как же они техосмотр проходят?
– По существующим правилам автобусы, перевозящие пассажиров, – неважно, частные или государственные – проходят техосмотр два раза в год. И могу вас уверить, ни один из них с неисправностями талон не получит. Из десяти автобусов с первого раза проходят техосмотр лишь один-два. Контроль жесткий. Но беда в том, что и сиденья дополнительные прикрепляют, и неполадки появляются в процессе эксплуатации. И не всегда инспекторы на дороге успевают отслеживать такие машины. Вы бы не поленились, записали парочку номеров таких автобусов и в ГИБДД сообщили, а мы бы запретили их эксплуатацию.
Кстати, подобных случаев на дороге все же стало меньше. Осенью прошлого года создана комиссия при Управлении ГИБДД, в которую входят представитель управления, госинспектор технадзора, сотрудник контрольно-профилактического отдела и два сотрудника станции ГТО. Создана она для дополнительного контроля, чтобы исключить так называемый человеческий фактор при прохождении обязательного осмотра. Есть уже данные, что частные владельцы автобусов начали готовить свою технику – встали в очередь на станции техобслуживания.
С госпредприятиями на этот счет проблем нет – и техники, и механики, и предрейсовый контроль – все проводится как положено. С частниками – дело другое…
– Я знаю, что стандартом регламентируется только светопропускание ветрового и передних боковых стекол автомобиля, – говорит дозвонившийся следующим Альберт Мутыгуллин из Нижнекамска. – Однако в этом году моя “Тойота” не прошла техосмотр из-за того, что стекла задних дверей и багажника зеркальные. Но мне ее такую из Японии пригнали, это заводская установка…
– Зеркальная тонировка стекол транспортных средств в России запрещена. Касается это всех стекол независимо от степени их светопропускания, – поясняет Марс Харисович. – Придется заменить стекла, иначе вы техосмотр не пройдете.
– Кстати, с коренными – праворульными – “японками” у россиян вообще много проблем, – продолжает он, положив трубку. – Например, наш регистрационный знак не помещается в “японские рамки”. Приходится ехать на рынок и покупать специальный держатель с освещением. Будет возня и с фарами. Дело в том, что ближний свет фар регулируется так, чтобы свет основным потоком уходил на обочину, не ослепляя водителей идущего навстречу транспорта. “Японки” тоже так отрегулированы, но ведь движение-то в Японии левостороннее! Вот мы и вынуждены разворачивать владельцев праворульных авто: пока не отрегулируешь свет, ТО не пройдешь. Там можно стеклоотражатель поменять, даже не фару. В продаже уже есть стекла и фары под наш ГОСТ для “японок”.
– Вернемся к разговору о тонированных стеклах, – предлагаю я. – Вроде бы для полной тонировки всех стекол требуется особое разрешение, зеркальные вообще запрещены, а нет-нет да и увидишь “черное” авто…
– Тут “смекалка” наших предпринимателей срабатывает. Ни одно – это я вам точно говорю! – авто с тонированными не по правилам стеклами техосмотр не проходит. Но ведь можно же сделать тонировку, уже получив талон о прохождении техосмотра, и колесить по улицам в надежде, что инспектор не задержит. Больше того. В прошлом году на авторынках открылись небольшие пункты по прокату… автостекол. Приезжаешь туда, меняешь свои “черные” на нормальные и едешь на станцию. Через два часа возвращаешься с талоном и ставишь свои “окуляры” обратно. Стоила услуга по прокату стекол совсем недорого. Правда, еще со времени подготовки к празднованию тысячелетия Казани на линии такие машины стали проверять очень жестко, поэтому на улицах их все меньше.
Будто услышав разговор о тонировке, следующий дозвонившийся – Виктор Гусев из Набережных Челнов – интересуется:
– Могу ли я затонировать или оборудовать шторками пассажирский отсек своей “Газели”?
– Существующий ГОСТ регламентирует светопропускание только ветровых и боковых передних стекол, включая стекла передних дверей, так что остальные тонируйте на здоровье. А вот шторки разрешаются лишь на туристских автобусах.
Семидесятилетний Хатып Фатыхов из Казани интересуется: можно ли произвести оплату ТО и транспортного налога в каком-то банке, а не только на станции ГТО?
– Конечно, в любом подразделении “Ак барс”-банка. Но вот есть ли там необходимая информация – номер счета, например, – не уверен. Думаю, проще все у нас сделать – для этого мы и открыли отделение банка на станции.
– Недавно пригнал машину из Штатов, все фонари на ней – красные, – рассказывает Олег Силантьев из Бугульмы. – Говорят, эксплуатация таких авто запрещена. Почему? Это же заводская комплектация…
– С будущего года будут сложности при первоначальной регистрации таких авто, а те, что уже зарегистрированы, будут спокойно доживать свой век. А вообще-то боковые – поворотники – должны быть оранжевыми или желтыми, “стопы” – красными, огни заднего хода – белыми, чтобы в любой темноте можно было определить направление движения впереди идущей машины. Да, в Штатах все фонари одинакового цвета. Но у нас – другие нормы, так что давайте жить по своим правилам.
– А почему нельзя поставить спортивный руль?
– Можно, но при наличии сертификата применительно к конкретной модели автомобиля и прохождении процедуры внесения изменений в конструкцию. И следует помнить, что самовольство в этом вопросе – достаточное основание для инспектора, чтобы увезти ваше авто на штраф-стоянку на эвакуаторе.