С населением надо советоваться

Результаты реформы ЖКХ, о которой уже много лет говорят, население ощутило пока лишь в виде повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, резкого увеличения расходов на содержание своего жилья и, как следствие, уменьшения семейного бюджета.

Результаты реформы ЖКХ, о которой уже много лет говорят, население ощутило пока лишь в виде повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, резкого увеличения расходов на содержание своего жилья и, как следствие, уменьшения семейного бюджета. Это особенно сильно ударило по интересам наименее обеспеченной части граждан с низкими фиксированными доходами (пенсионеров, бюджетников и других). Конечно, отрасли требуются преобразования, иначе она не сможет нормально функционировать в рыночных условиях. Однако, на мой взгляд, реформаторы допустили немало ошибок, которые надо исправлять.


Главная из них – нечеткая постановка целей и задач реформирования или их несовпадение с интересами значительной части населения. План преобразований в ЖКХ должен согласовываться с широкой общественностью. Причем в нем обязательно должна быть учтена реальная ситуация с объектами ЖКХ в конкретных регионах, из чего и следует рассчитывать финансовое обеспечение реформ. Нужно оценивать техническое состояние жилых домов, разбив их на группы – в зависимости от изношенности зданий и оборудования, и в плане предусматривать последующее доведение объектов до стандартного состояния за счет государственного финансирования (с выдачей соответствующего сертификата). Это позволит безболезненно для финансовых интересов граждан передавать дома товариществам собственников жилья (ТСЖ) для дальнейшей эксплуатации.


К сожалению, сегодня реформирование ЖКХ понимается в основном лишь как комплекс организационных мер по смене собственников жилья, способных помочь государству снять с себя расходы на дотацию отрасли. Между тем приведение в порядок домов, подлежащих передаче ТСЖ, оправдано, поскольку суммы, отданные жильцами в течение многих лет на капитальный ремонт, в общем-то поддаются подсчету, причем применительно к конкретным зданиям. И эти деньги могут быть вполне законно востребованы у государства новыми собственниками жилья.


А учитывая то, что жильцы старых домов, где своевременно не делался капремонт, испытывают особую необходимость в денежных средствах, они непременно воспользуются возможностью вернуть свои кровные через суд. И такие судебные процессы будут носить затяжной характер – в связи с неоднократной реорганизацией местных органов ЖКХ. Но в подавляющем большинстве будут заканчиваться выигрышем в пользу ТСЖ, так как платежи населения за капремонт носили целевой, авансовый характер. Согласитесь, это вряд ли благоприятно скажется на отношениях между властями, руководителями от ЖКХ и новыми собственниками (ТСЖ), отражающими интересы населения.


Таким образом, в нерешенности вопроса с капремонтом или денежной компенсацией за него – одна из основных причин неприятия гражданами той реформы, которую предлагают чиновники. А ведь сейчас для осуществления преобразований в данной сфере необходима консолидация всех сил, имеющих отношение к ЖКХ.


Меры по реформированию отрасли были сформулированы в то время, когда цены на экспортируемые страной топливо и сырье были низкими, доходы государства малы и их не хватало для решения текущих социальных задач. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась: цены на экспортируемые энергоресурсы выросли, государство постепенно богатеет, профицит федерального бюджета огромен, но инфляция высока, и доходов значительной части населения не хватает даже для удовлетворения неотложных жизненных нужд.


Очень важным для перехода к рыночным условиям при реформировании ЖКХ является вопрос о естественных монополиях. При этом надо иметь в виду, что такими монополиями для жильцов отдельно взятого дома могут являться не только гиганты типа “Газпрома” и РАО “ЕЭС России”, тарифы на продукцию которых регулирует государство, но и различные структуры, предприятия, оказывающие коммунальные услуги и целиком зависимые от решений властей на местах. Поскольку в городских и районных бюджетах, как правило, средств ни на что не хватает, у местных властей всегда есть искушение пополнить казну за счет повышения тарифов.


Поэтому расценки, не устанавливаемые федеральными органами, должны быть согласованы заинтересованными сторонами в специальном общественном комитете по тарифам. В состав этой организации должны входить в равной мере как председатели ТСЖ и члены уже существующих районных советов общественности, так и представители структур, предоставляющих коммунальные услуги, и городских властей. Наличие такого комитета позволит согласовать интересы предприятий, властей и населения, следовательно, избежать социальной напряженности из-за возможных перекосов в тарифной политике при реформировании ЖКХ.


Очень важным в условиях постоянного роста тарифов и высокой инфляции является вопрос об индексации выплат на коммунальные услуги в связи с монетизацией льгот, поскольку он касается значительных и самых малоимущих категорий граждан. А наилучшим решением было бы законодательное закрепление величины индексации данных выплат в зависимости от уровня инфляции за предыдущий год и повышения цен на энергию на текущий год.


Альберт СИБАТОВ.
Независимый эксперт.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще