Самая серьезная и острая проблема, затрагивающая сегодня интересы каждой семьи, – это реформирование ЖКХ. Кто и как будет обслуживать наше жилье, какую плату определят за коммунальные услуги? Особенно актуальны эти вопросы для Чистополя, где на 60 и более процентов изношено жилье, водопроводно-канализационные, тепловые сети. Много здесь нареканий и по качеству их обслуживания.
На пути к рынку
На балансе здешнего жилищно-коммунального хозяйства – около 800 тысяч квадратных метров жилья, из которых больше половины – ветхое. Более 120 домов находятся в аварийном состоянии. По самым скромным подсчетам, 120 миллионов рублей составляет так называемый недоремонт жилья, для восстановления которого при нынешних темпах потребуется не менее 10 лет. Многие дома еще дореволюционной постройки не имеют элементарных удобств. Они подлежат капитальному ремонту или сносу. В неприглядном состоянии и двадцати-тридцатилетние многоэтажки…
Следует заметить, что местные коммунальные службы в последние годы, несмотря на все трудности, сумели укрепить производство и найти свою нишу в рыночных отношениях. В прошлом году на базе ПТЖХ в Чистополе была создана одна из первых в республике управляющая компания “Жилищный комплекс города и района”, ставшая для учредителя – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ – подрядчиком по управлению жилым фондом. Определили и собственников ЖЭУ, которыми стали малые предприятия со своими банковскими счетами.
– Стабильное финансовое положение, – отметил руководитель компании Рафаэль Салихов, – позволило избежать банкротства, найти оптимальные пути реформирования и в новом качестве смело закрепляться на рынке управления, содержания и эксплуатации жилья.
Администрация компании активно укрепляет свои тылы, напрямую заключив сотни договоров с владельцами квартир и домов на управление и обслуживание их жилья. Также на договорной основе работает она и с малыми предприятиями этой отрасли, предоставляя им технику, материалы, мастеров, зарабатывая средства на содержание производственной базы и своего коллектива.
Пока минусов больше, чем плюсов
Если же говорить по большому счету, то в работе как бывших ЖКХ, так и управляющей компании пока больше минусов, чем плюсов. И это в первую очередь касается организации и качества ремонтных работ, дисциплины и порядка.
“За более чем двадцатилетний период существования нашего дома, – пишет пенсионер В. Салеев в корреспондентский пункт нашей газеты,- ни разу не ремонтировалась система водоснабжения и канализации, стоки которой заполняют подвал, разрушают фундамент, приводят к антисанитарии. Если газовики худо-бедно проверяют состояние оборудования, то коммунальщики совершенно не ремонтируют сантехнику, хотя деньги за это платим исправно.
Вопиющий случай произошел нынче в одной из квартир дома, где в тридцатиградусные январские морозы образовалась течь батареи. Прибывшие по вызову ремонтники первым делом потребовали от хозяев… “выставить бутылку”. Не найдя в отопительной системе здания ни одной исправной задвижки, они полностью спустили из нее горячую воду и, приняв изрядную дозу “горячительного”, устроили дебош, напрочь забыв о цели приезда.
Ничего не дали тревожные звонки жителей дома в диспетчерскую службу управляющей компании, когда холод уже хозяйничал в их квартирах. И только после обращения к руководству города прибывшие специалисты буквально за полчаса устранили аварию.
Сегодня со всей остротой встает вопрос: кому же доверить дом на дальнейшее обслуживание? Конечно, можно было бы отказаться от подобных услуг и организовать товарищество собственников жилья (ТСЖ), за которое нас активно агитируют. Но как брать на содержание нашу пятиэтажку, если на ее ремонт требуются сотни тысяч рублей, а живут в ней в основном пенсионеры, малоимущие люди?”
Такое вот письмо.
Справедливости ради отметим, что большинство малых предприятий города, занятых в сфере обслуживания жилья, такие, как “Наш дом”, “Жилищник” и другие, ставшие на самостоятельный путь, заметно подтягивают дисциплину своих работников, повышают ответственность и качество работ. Привели же мы этот пример только потому, что в нем наиболее ярко высвечены крайне актуальные проблемы дисциплины ремонтиков, порядка и содержания старого жилья.
Тернистый путь к товариществу
– На свои деньги мы построили дом и с 1965 года организовали жилищный кооператив, – рассказывает руководитель этого кооператива В. Степанов, которого мы застали в кабинете Р. Салихова. – Все это время содержали дом на свои средства, не получая от государства ни копейки. За сорок лет мы так и не смогли провести капитальный ремонт дома, а сделать его сейчас на средства жильцов- пенсионеров нереально. Сегодня нам говорят, что на будущий год ЖСК будут ликвидированы, а вместо них созданы товарищества собственников жилья. Как же нам в этом случае быть?
Кстати, более десятка таких “возрастных” жилищных кооперативов расположены только в поселке часового завода, и все стоят перед вопросом, как определить свою дальнейшую судьбу. Ведь при организации ТСЖ возникают проблемы не только с капитальным ремонтом, содержанием дома, но и с оплатой руководителя, бухгалтера товарищества, налоговыми отчислениями. Даже на первичное оформление документов, регистрацию, изготовление печати потребуется не менее десяти тысяч рублей.
Всего четыре созданных ТСЖ назвали нам в исполкоме муниципального района, да и то, как выяснилось, до конца пока не оформлено ни одно.
В хорошем состоянии находится многоквартирный дом, обслуживание которого взяло ТСЖ Владимира Никитина. На протяжении десяти лет дружные жильцы поддерживали его жизнедеятельность с помощью коллектива ликеро-водочного завода. Но и здесь начались трения с ЖКХ. Неоднократно обращались к коммунальщикам с просьбами по очистке и ремонту канализации, за что ежемесячно отчислялись деньги, но эта работа так и не выполнена.
– Несмотря на то, что в доме есть свой юрист, да и сам я в жилищных вопросах не новичок,- говорит В. Никитин,- многие месяцы ушли на оформление необходимых документов по закреплению за нами земли под домом, но вопрос так и остался открытым.
Порядок, чистоту и уют застали мы на территории 36-квартирного кооперативного дома, обслуживание которого взяло на себя ТСЖ под руководством Эдуарда Сироткина – молодого, энергичного человека. Его жильцы изначально являются пожизненными собственниками дома, совместно решают все вопросы благоустройства, освещения, отопления. Действуют на договорной основе, поддерживая деловую связь с городскими службами по вывозке бытовых отходов, очистке канализации, ремонту сетей, здания. Оплата же перечисляется только за проделанную работу.
– Дело новое, нужное, но вместо помощи постоянно сталкиваемся с трудностями, непониманием,- сетует председатель.- Не успели зарегистрировать ТСЖ, заняться финансовой и производственной деятельностью, а уже получили требование заплатить штраф в тысячу рублей за несвоевременную уплату налога социального страхования.
Кто защитит потребителя?
При растущей дороговизне услуг ЖКХ, особенно воды, тепла, электроэнергии, роль и значение ТСЖ как организации собственников жилья, кровно заинтересованных в экономии и бережливости всех энергоресурсов, в активном контроле и взаимодействии с поставщиками, неизмеримо возрастает. Судите сами: в 2004 году каждый кубометр питьевой воды отпускался потребителю по 3 рубля 50 копеек, то есть, по утверждению поставщиков, – за треть от реальной стоимости. В минувшем же году, когда ее поставка для населения была переведена на полную оплату, цена выросла до 15 рублей и более – Чистополь по этому показателю вышел в республике на первое место.
– Резкое подорожание воды для населения,- говорит заместитель директора ОАО “Чистопольводоканал” Талгат Нурутдинов, – связано с рядом факторов. Не забывайте, что цены на ГСМ, электроэнергию тоже подскочили в два раза, продолжают они расти и нынче.
Немало средств затрачено здесь на создание окольцованной системы водоснабжения, укрепление материально-технической базы, развитие биологических очистных сооружений. Несмотря на увеличение стоимости воды для населения, минувший год предприятие закончило убыточно, задолжав двадцать миллионов рублей только по различным налогам. Усугубило положение и то, что, учитывая мнение потребителей и требование депутатского корпуса, цены на воду в текущем году предприятие вынуждено было оставить на прежнем уровне. В настоящее время включена процедура внешнего управления предприятием, арестована большая часть его имущества.
– Это, конечно, не лучший выход из положения, – говорит председатель депутатской комиссии муниципального образования Мансур Рахматуллин. – На предприятии немало резервов экономии – в оптимизации кадров, зарплаты, в бережном отношении к энергетическим и водным ресурсам. Надо работать над этим…
В более стабильном положении ОАО “Чистопольское предприятие тепловых сетей”, которое надежно сработало в зимний период. Акционерное общество по мере возможности обновляет теплосети, котельные, расширяет сферу своего влияния на селе.
Но процесс дальнейшей модернизации сдерживает отсутствие реальных инвестиций в эту отрасль. Возвращаясь к вопросу о расценках, спросим: кто должен профессионально их обосновывать, а если надо, то и защищать потребителя от их завышения? К сожалению, нет у нас сегодня такой организации собственников жилья, которая могла бы отстаивать их интересы. Как, по большому счету, нет и рыночной конкуренции в сфере услуг.
В настоящее время контроль за порядком предоставления услуг здесь возложен на заказчика – управляющую компанию. За недопоставки воды, тепла, электроэнергии через свой расчетный центр она уже вернула населению немалые суммы. Но, как видим, работы у ее претензионной комиссии впереди еще достаточно.
Анализируя ход реформирования ЖКХ, невольно приходишь к мысли, что население пока не готово взвалить на собственные плечи обслуживание жилья. Предприятия-монополисты же, не имея конкурентов, чаще всего преследуют узковедомственные интересы. Ведь, что ни говори, своя рубашка ближе к телу.