Сегодня ребенок, пришедший впервые в школу, должен знать и уметь то, что еще двадцать лет назад дети изучали во втором-третьем классах
В Государственной Думе, в педагогической среде и во всем обществе сегодня обсуждается проект нового образовательного стандарта для старшей школы. Копий по этому поводу было сломано и еще предстоит сломать немало – ведь это самая серьезная реформа средней школы за новейшую историю страны. Между тем из поля зрения почему-то выпали самые маленькие.
НЫНЧЕ В ШКОЛЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС – ВРОДЕ ИНСТИТУТА
Наверное, не все знают, что из наших школ в последние годы исчез букварь, переиздававшийся еще с дореволюционных времен, по которому учились многие и многие поколения наших людей. Просто кто-то посчитал, что азбукой ребенок должен овладеть еще до школы. Так же, как и многими другими знаниями и умениями.
Вот лишь некоторые задания из учебников, которые должен выполнять ребенок, едва став школьником: «Прочитай (текст написан письменными буквами), выпиши предложения, которые подходят к данным схемам» (указаны схемы). Или из математики: «Измерь линейкой длину расчески и билета» (все предметы нарисованы в учебнике). Следующее задание: «8+5 = 5+8 и 7+6 = 6+7 – что верно?».
Другими словами, государство в лице Минобрнауки, утвердившего эти учебники, считает: ребенок, пришедший в школу, должен как минимум бегло читать, причем не только печатные, но и письменные буквы, писать (!), знать, что такое предложения и что они могут выстраиваться по определенным схемам, считать в уме, оперируя двузначными цифрами, иметь понятие о сантиметрах и других величинах длины на шкале линейки. Однако абсолютно ничего не говорится о том, кто, когда и как должен этот немалый пласт знаний ребенку дать. Государство совершенно не озаботилось созданием системы дошкольной подготовки, и сегодня вся тяжесть обучения детей перед поступлением в школу ложится целиком на плечи родителей и, что особенно тревожно, – на самих не окрепших ни физиологически, ни психически детей.
В детском саду даже в выпускных группах сегодня обучать ребенка чему-либо не разрешается. Никаких специальных программ и курсов не существует. Этим занимаются лишь сами школы. Однако, во-первых, эти занятия родители должны оплачивать, а не все имеют такую возможность. А во-вторых, тех знаний, что там успевают дать, зачастую оказывается недостаточно.
НА АЛТАРЬ ЗНАНИЙ – ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ПОСЛЕДНИЕ ДЕНЬГИ
– Мой сын идет в этом году в первый класс гимназии №8, что на улице Даурской, – говорит жительница Казани Елена Самойлова. – Он два раза в неделю посещает платные курсы в гимназии, но я увидела те учебники, которыми будут пользоваться первоклашки, и пришла в ужас. Уверена, что мой ребенок после окончания этих курсов не сможет выполнять те задания, что в них есть, и, следовательно, хорошо учиться. Пришлось нанимать репетитора за 350 рублей в час. Это просто нонсенс – ребенок еще не пошел в школу, а ему уже требуется репетитор! Я воспитываю сына одна, все деньги сейчас уходят только на это. К тому же вижу, как тяжело ребенку – пять дней в неделю после садика он занимается, а в выходные учится дома. Сын стал нервный, плаксивый, он не выдерживает таких темпов. Но приходится жертвовать здоровьем ребенка, чтобы его с первых классов не записали в вечные двоечники.
Как видим, удивляться плохому здоровью школьников сегодня не приходится. К тому же налицо глубокая социальная несправедливость – дети родителей, способных оплатить курсы и репетиторов, поступают в школу подготовленными. Если же взрослые не имеют достаточного уровня доходов, их ребенка ждет заведомое, возможно, на все оставшиеся годы, отставание в школе.
Вместе с тем, когда вдумаешься, ради чего дети теряют физическое и нередко психическое здоровье, появляется чувство недоумения: ведь преподаватели вузов в один голос утверждают, что выпускники двадцатилетней давности были куда более образованными, чем сегодняшние. Напрашивается вопрос: что же случилось с нашим школьным образованием?
ОТКУДА У ДЕТЕЙ АГРЕССИЯ?
– У ребенка существуют логическая и эмоциональная зоны восприятия, – говорит психолог Центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ» Ирина Чулкова. – В нашей стране привыкли уделять внимание логической и часто забывают об эмоциональной. Ребенка стараются как можно больше и быстрее «накачать» знаниями, но дети часто вырастают замкнутыми и несчастными, потому что у нас, как правило, не обращают никакого внимания на врожденные особенности ребенка, его индивидуальность. Знания «вбиваются» любой ценой, а это недопустимо. Безусловно, требования к первоклассникам сегодня невероятно завышены. Добавьте к этому скапливающийся негатив от постоянных стрессов у родителей, который они зачастую выплескивают на ребенка. А последнему выплеснуть его не на кого – от этого в нем копится агрессия, которой иногда так удивляются взрослые. Природа подрыва психического здоровья детей кроется в слишком сложных требованиях к ним, в том числе и на стадии поступления в школу.
– Семь лет у ребенка – это такой возраст, когда он учится и впитывает все, «что рядом» – и плохое, и хорошее, – говорит врач-психоневролог 18-й городской больницы Казани Николай Курмышкин. – Его в этот период можно обогатить многими знаниями. Но давать их излишне много и сразу – неправильно. Ведь необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, вкладывать в обучение эмоциональный момент, а не просто механически давать какой-то объем материала.
ХОТЯ БЫ РАДИ ЗДОРОВЬЯ МАЛЫШЕЙ…
– Я считаю, что дети не обязаны приходить в первый класс, уже бегло читая и зная арифметику, это им должна дать начальная школа, – считает бывший учитель Равиль Хайруллин, проработавший в школе восемь лет. – Почему первоклашки сейчас значительно грамотнее, чем раньше, а выпускники – наоборот? Главная причина в том, что на учителей сейчас наваливают столько непрофильных занятий – проведение различных мероприятий, составление разных планов, программ и отчетов и всякой другой посторонней работы, – что непосредственно учить детей у них времени не остается. И все для того, чтобы отчитаться перед вышестоящими инстанциями о проделанной работе. Учителю сегодня просто некогда заниматься своим непосредственным делом.
Осознание того, что сегодняшняя школа нуждается в серьезной реформе, похоже, пришло и к обществу, и к его элите, и к самим педагогам. Эта тема активно обсуждается в серьезном интернет-сообществе, в разговоре принимают участие видные ученые и педагоги, что является показателем ее злободневности. Однако столь заинтересованная дискуссия в обществе возникла лишь тогда, когда стали обсуждаться стандарты для старших классов. Подобные же документы для самых маленьких были приняты ранее почти келейно. Между тем сегодняшнее состояние младшей школы, принятые в ней стандарты и учебные программы нуждаются в очень серьезной корректировке, если не в полном пересмотре. Об этом необходимо задуматься хотя бы для того, чтобы сберечь здоровье наших малышей.
Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ, «РТ»
Фото Михаила ФОМИЧЕВА, © РИА «Новости»