Эти ребята помогают одиноким старикам, готовят к школе детей-инвалидов, проводят благотворительные акции, убирают мусор с городских улиц. Совершенно бесплатно и по доброй воле – это в наш-то век прагматизма и обостренного индивидуализма! Впервые появившись в Москве и Санкт-Петербурге, за 15 лет ростки российского добровольческого движения пробились в половине регионов страны, в том числе в нашей республике. Что же движет этими молодыми людьми? И что они могут дать обществу?
Параллельным курсом
Пока в верхах придумывают национальную идею и разрабатывают масштабные программы воспитания молодежи, которую многие склонны считать “потерянным поколением”, сама молодежь, не ожидая директив, уже вовсю действует. Понятно, что молодежь разная. Но так же разнятся и люди среднего возраста, и пенсионеры. И от тысячелетиями раздающегося на разных языках горестного возгласа: “Ну и молодежь пошла!” уже сводит зубы. Среди молодых немало тех, кто недоволен просто веселой и беспечной жизнью. Они все сделают сами и как надо, только поддержите!
Но то ли государству как-то не до волонтеров, то ли те не слишком активно идут на сотрудничество, а может быть, дело в самих людях и российском менталитете, но масштабным добровольчество в России пока не стало, несмотря на усилия координаторов движения, которые считают его главной составляющей гражданского общества. Да и возможно ли это? Ведь в основе – добрая воля, движение души, а потому включенными в эту деятельность все равно окажутся только те, у кого есть внутренняя потребность помогать другим, быть социально активным, что-то изменить в окружающем мире. А это, согласитесь, доступно не каждому, и движение существует пока как бы параллельно основному течению современной жизни. Но параллель эта довольно сильна: в прошлом году в Весенней неделе добра, о которой мы еще поговорим, участвовало 580 тысяч добровольцев России! Они собрали около 15 тысяч долларов, книги, игрушки, одежду, продукты, посредством различных акций помогли 800 тысячам человек, а еще посадили почти 3 тысячи деревьев.
От купцов до октябрят
Добровольчество в современном его понимании пришло к нам с Запада. Это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Первый волонтерский проект был осуществлен в 1920 году во Франции. Участники проекта, французская и немецкая молодежь, восстанавливали разрушенные первой мировой войной фермы. В 60-х годах XX века возникали десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европу. В восьмидесятые годы широкое распространение получили волонтерские экологические проекты. За границей много семей, в которых и старшее поколение, и родители, и дети участвуют в деятельности каких-то общественных организаций, и это традиция, которая считается нормой жизни: неприлично жить, учиться, работать и не участвовать в общественно полезной деятельности. Например, жители одного американского городка каждую весну идут в выходные на трассы и переносят выползших на проезжую часть жаб в озеро, чтобы их машины не переехали. А в другом городе регулярно устраивают “субботники”, на которых вместе со студентами с радостью работают крупные бизнесмены и даже мэр города. Возможно такое представить у нас? Вряд ли…
Но вообще-то добровольчество как явление – это глубокая традиция многих цивилизаций и народов, корни которой – в социальной природе людей, в их естественном желании откликаться на нужды других, объединять усилия для улучшения окружающей жизни.
В России свои традиции добровольчества. Вспомним ленинские субботники, добровольные дружины, сбор макулатуры, “тимуровское” движение, которым “заразились” советские дети, вспомним, наконец, как к героине Ирины Купченко в фильме “Одинокая женщина желает познакомиться” пришло целое звено школяров, дабы помочь “несчастной и одинокой”…
А еще раньше у добровольчества были иные и характер, и имя – благотворительность, меценатство. Случайностей не бывает, и, возможно, не просто так добровольческое движение в Татарстане зародилось именно в Елабуге, которая славилась в XIX веке купцами-меценатами. Они отстроили практически всю старинную Елабугу, сделав город “жемчужиной Прикамья”. Учебные заведения, детский приют, одна из первых в стране электростанций, церкви в половине губерний России и многое другое было возведено на средства местных богачей. Купцы обязаны были перечислять деньги в Благотворительный комитет, который выделял ежемесячные дотации бедным. Бескорыстно поддерживали ближних и простые люди. Сегодня немалая роль отводится пропаганде, поскольку одна из главных задач добровольчества – информирование общественности, распространение практики и, как следствие, признание движения и на государственном уровне, и обществом.
В елабужском добровольческом центре “Волонтер”, который носит статус республиканского, есть специальный пиар-отдел. Координатор Альбина Галиева говорит, что эту работу следует усилить: несмотря на многочисленные акции, о добровольцах все же знают мало. Людям очень трудно собраться вместе, а центры для того и нужны, чтобы человек знал, где можно найти единомышленников, куда и с кем пойти, чтобы сделать что-то хорошее.
Привычка помогать
Мы сидим в уютной комнате, где проходят сборы елабужских добровольцев. Повсюду расставлены очень красивые куклы. Они дожидаются очередной акции – передачи новому реабилитационному центру для детей-инвалидов. Куклы и картины созданы юными художниками. Авторов лучших работ наградят волонтеры.
Спрашиваю одного из них, школьника Сашу Харитонова, зачем он сюда приходит. “Есть у меня привычка помогать людям, – скромно замечает он, – хочу ее развить. Я сюда только с третьего раза попал, сначала говорили, что еще маленький, сейчас взяли, и я очень доволен”. Всего же в центре около 60 активных добровольцев, и примерно 1,5 тысячи принимают участие в разовых акциях – это студенты, учащиеся, школьники.
Недавно “Волонтеру” исполнилось три года. Началось все с того, что, встретив поддержку руководства города, преподавателей вузов и студентов, начальник управления соцзащиты населения Елабуги Нина Пьянкова и специалист управления Наталья Сафронова разработали проект “Добровольческая социальная клиника” и представили его в Казани в Министерстве социальной защиты РТ. Результатом стала победа в конкурсе социальных проектов “Общественная инициатива-2002”, был выделен грант в размере 150 тысяч рублей. Спустя пять дней после обучающего семинара провели первую акцию: нарядились в костюмы Деда Мороза и Снегурочки (дело было под Новый год) и поздравили 17 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Добровольческое объединение – одно из подразделений Центра социально-психологической помощи населению, действующего под эгидой управления соцзащиты Елабуги. Как рассказала директор центра Светлана Шалашова, “взрослые” психологи направляют “детей”, но в их дела не вмешиваются. Помощь необходима при реализации проектов, где присутствует хотя бы малая толика психологии.
Сейчас у добровольцев действует шесть отделов. Каждому стараются дать работу по интересам, исходя из будущей профессии, а если не подходит ни одно из направлений, то можно предложить и развить свое – креатив приветствуется!
Ушколаз, фандрайзинг и мусорный марафон
Ребята ухаживают за пожилыми людьми. 20 студентов медицинского училища проводят несложные процедуры, измеряют давление, пульс, делают массаж, а если необходимо, выполняют и домашнюю работу. Базу данных предоставляет управление соцзащиты, а добровольцы выбирают тех, к кому не прикреплены штатные работники, кто нуждается в медпомощи. Одна из подопечных, 75-летняя Мария Тимофеевна Куянова говорит мне по телефону: “Хорошо, что они приходят, массаж делали, капли в глаза закапывали, я их жду!”.
С детьми-инвалидами работают будущие педагоги, те, кто увлекается психологией, а недавно привлекли студентов училища культуры – они занимаются прикладным творчеством. Координатор отдела – серьезная голубоглазая пятикурсница Ирина Быстрова намерена связать свою жизнь с психологией, для нее добровольческая работа – отличная практика. Сейчас занятия проходят с детьми 5-13 лет по коррекционно-развивающей программе, разработанной специалистами Центра психологической помощи. Курс включает 10 занятий, встречи продолжаются по обоюдному желанию сторон. Дети, с которыми доводилось работать, страдают ДЦП, эпилепсией, синдромом Дауна, астмой, другими заболеваниями. Для развития мелкой моторики рук добровольцы разминают с ними пластилин, нанизывают бусины на нитки. Для расширения знаний об окружающем мире заготовлены стихи о животных, птицах, рыбах. Проводятся игры на развитие внимания, воображения, смекалки. Чего стоит одна только “Перепутаница”, где буквы имен сказочных героев перемешаны и получаются какие-то неведомые Ушколаз, Ушиванка или Рымдойдо (Золушка, Иванушка и Мойдодыр), а вот дети догадываются… Малышей готовят к школе (вернее, к приходам учителей – дети не посещают общеобразовательную школу), с учениками занимаются по учебным программам.
Но главное – общение, которого этим детям отчаянно не хватает, ведь многие из них всю жизнь просидели в четырех стенах, зная только свою семью, а к добровольцам привязываются всем сердцем.
Еще есть отдел акций и отдел фандрайзинга – проще говоря, поиска спонсоров. У добровольцев нет постоянного источника финансирования, поэтому для проведения акций приходится обращаться к руководителям предприятий, бизнесменам. Реагируют по-разному, признается Альбина Галиева, но в целом отношение нормальное, появились даже постоянные спонсоры.
За три года проведено немало интересных акций. Ежегодно в конце декабря волонтеры устанавливают в одном из супермаркетов города елку, увешанную фотографиями воспитанников детского приюта, и собирают пожертвования и подарки, которые потом вручают детям. Провели несколько благотворительных концертов, собрали деньги на дорогостоящие операции больным детям, учредили общегородскую игру “Что? Где? Когда?”. А в прошлом году организовали “мусорный марафон” – участники забега должны были не только первыми прибыть к финишу, но и принести в пакетике собранный по дороге мусор: кто больше – тот и победил.
Приятное – оно же полезное
“Добровольчество становится состоянием души, – говорит Альбина Галиева. – Кроме того, у нас интересно, постоянно появляются новые люди”.
Волонтерами движут разные мотивы. Для одного это стартовая площадка для забега в большую политику, для другого – возможность реализовать свою идею, для третьего – способ почувствовать себя нужным…
Движение обновляется, “стареньких” сейчас около 10 человек. Оканчивая вуз, начиная работать, обзаводясь семьей, многие отходят от этого дела. Кто-то вообще долго не задерживается. Остаются те, кто находит в добровольчестве радость, в том числе и радость общения с друзьями. Выходные дни, праздники они проводят вместе, дружной компанией. Кстати, самый крепкий напиток во время их застолий – горячий чай, добровольцы не пьют спиртного и не курят (по крайней мере, когда собираются вместе), и, вступая в их ряды, “новенькие” соглашаются с этим правилом.
Добровольчество – это не просто труд во благо других, это еще возможность учиться быть гражданином, развивать свои лидерские качества и найти им практическое применение, стать лучше и своими руками изменять окружающую действительность. Альбина, например, считает, что добровольческая деятельность делает более ответственным, учит работать в команде. Волонтеры не получают денег, но получают нечто иное: информацию, контакты, общение, бесценный опыт практической работы в сфере, которая им близка по духу или которую они выбрали в качестве профессиональной. “Мы ничем не жертвуем, мы получаем больше, чем отдаем”, – говорят волонтеры.
Добровольчество шагает по республике
Президент российского Центра развития добровольчества Галина Бодренкова заявила в интервью нашей газете, что Татарстан можно без преувеличения назвать в ряду тех субъектов РФ, где добровольчество продвигается наиболее активно, организации действуют уже в нескольких городах. Республиканский центр “Волонтер” и Казанский реабилитационный центр “Здравушка” в декабре минувшего года стали лауреатами первой национальной общественной награды в области добровольчества, учрежденной российским Центром развития добровольчества и другими общественными организациями. Принципиально важно, по мнению Галины Бодренковой, то, что инициатива, проявленная добровольцами, активно поддерживается со стороны органов государственной власти республики и СМИ. Существует финансовая поддержка добровольческих центров, выделяются гранты, разрабатывается политика поддержки добровольчества. Кроме того, значимо, что добровольчество Татарстана тесно связано с общероссийским движением и обращено к молодежи, активно развивается в студенческой среде.
В 2004 году центр “Волонтер” получил грант Минсоцзащиты РТ на создание сети добровольческих организаций по всей республике. В Елабуге состоялся обучающий семинар, движение зародилось в Казани, Нижнекамске, Чистополе, Бугульме, Буинске, Заинске. Казанские добровольцы действуют под эгидой Красного Креста. Заинские трудятся в службе экстренной психологической помощи “Телефон доверия”, в подростковых клубах, занимаются с воспитанниками детского дома, помогают пожилым, например, в прошлом году подарили дому престарелых холодильник, продукцию швейной мастерской и полторы тонны овощей. Волонтерское движение Бугульмы находится под патронажем управления по делам молодежи. В Буинске клуб волонтеров “Рука помощи” работает всего полгода: продолжатели дела Тимура и его команды – ученики сельских школ – присматривают за пожилыми односельчанами, моют полы, приносят воду, чистят снег…
Подсчитано, что один час работы добровольца экономит 30 рублей бюджетных средств. Только в Елабуге экономия за год составляет до 200 тысяч рублей.
Возможность для объединения усилий как государственных структур, так и бизнеса, и просто жителей республики появится совсем скоро: в апреле пройдет Весенняя неделя добра – общероссийская акция добровольцев, благодаря которой жизнь тысяч людей, нуждающихся в помощи, станет чуточку светлее.