Законов в нашей жизни стало так много, что политики и социологи заговорили о правовом нигилизме: одни законы не “укладываются” в нынешнюю жизнь, а о других мы просто не знаем в силу своей юридической безграмотности. Вот и получается, что закон существует сам по себе, а население – само по себе. А вы всегда соблюдаете законы? Этот вопрос мы и задали нашим читателям.
Фаниса Сафина, начальник отдела Минземимущества РТ: Меня так воспитали родители, что я стараюсь соблюдать все законы и правила, ведь они на то и установлены, чтобы люди могли комфортно сосуществовать друг с другом. Если я их и нарушаю, то не преднамеренно, а по незнанию. Зато после нарушения узнаю о каком-то новом правиле, которое потом с удовольствием применяю. К примеру, когда я после университета устроилась на работу, то, перед тем как зайти к кому-то в кабинет, всегда стучалась в дверь. Потом опытные коллеги мне подсказали, что это противоречит деловому этикету, поскольку кабинет – рабочее место, и стучать в дверь не надо. Но иногда бывают такие ситуации, когда я вынуждена нарушать некоторые заповеди. Например, никогда не смогу сказать человеку, что он тяжело болен, – наоборот, говорю, что все у него будет хорошо. Я понимаю, что обманываю, но это ложь во благо…
Ярулла Миннулин, пенсионер (г.Заинск): Вы странно ставите вопрос. Неужто человек, нарушающий законы, вам признается в этом? Он же не враг самому себе. А потом – у нас такое общество, которое вынуждает нарушать законы, созданные вроде бы для того, чтобы был порядок. Мы нарушаем законы уже с детского садика. Взятка – это ведь нарушение, причем уголовно наказуемое. А мы несем дорогие подарки, чтобы устроить дитятко в садик. Потом мы тащим подарки в школу. А уж об институте я вообще молчу!
Кто-нибудь наверху знает, сколько берут для того, чтобы гарантировать поступление твоего самого умного чада в вуз? А ведь существуют таксы для каждого института – от самого престижного до самого захудалого. И не надо делать вид, что это случилось только сегодня. Что-то у нас в обществе прогнило. И самое плохое – лично я просто не вижу путей для исправления ситуации.
Галимзян Зарипов, главный врач зонального центра по профилактике и борьбе со СПИДом (Набережные Челны): Стараемся законы не нарушать, даже юриста приняли в штат нашего лечебного учреждения. Приходится заключать договоры с поставщиками медикаментов, участвовать в тендерах. Опять же, оказываем платные услуги, есть у нас и пациенты-льготники. И со всеми надо правильно выстроить отношения. Что значит “правильно”? В рамках закона. Конечно, врачей связывает клятва Гиппократа, но лучше все же, когда их деятельность протекает в правовом поле. Договор, который центр заключает с пациентами, сдающими кровь на исследования, повышает ответственность наших специалистов за их качество. А в год мы делаем около одного миллиона анализов.
Быть законопослушным выгодно. Если ты сам соблюдаешь законы, то можешь потребовать того же и от партнеров. И таким образом защитить интересы пациентов, эффективно тратя бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение. Кстати, лучше сотрудничать с частными предприятиями, если у их владельцев развито правовое сознание. Далеко не всегда государственный статус становится гарантией соблюдения фирмой взятых на себя обязательств. Например, одной из них мы перечислили 63 тысячи рублей еще в ноябре 2005 года, но товар до сих пор не получили. Подождем до 15 марта и будем подавать в арбитражный суд.
Дмитрий Кузнецов, системный администратор (Елабуга): Вы знаете, очень сложно ответить на такой вопрос честно. Дело в том, что, работая в информационной индустрии, мне часто приходится приобретать новые программы для компьютеров. Их “настоящая” цена со всеми лицензиями порой достигает нескольких тысяч долларов, в то же время на каком-нибудь рынке или в магазине компьютерных дисков эти программы можно приобрести за 70-80 рублей. Тяжело удержаться от соблазна. Поборемся с этим еще лет так 150, может, что-то и изменится. Возможно, это шутка, но говорят, если американец установит на свой компьютер нелицензионную программу – он не может спать спокойно: ему кажется, что сейчас в дверь постучит полиция и арестует его. Какой бы честный человек у нас ни был, ему все равно не понять, как можно покупать программу за 20 тысяч долларов. Кто столько выложит?
И вообще, нас не удивляет, что кто-то своровал что-нибудь, более того, лично я считаю, что это естественно, поэтому я также не придаю этому всему значения. Надеюсь, меня не арестуют через сотню лет, когда у нас в России начнут наказывать за нарушения законов, какие ни есть в кодексах.
Светлана Чернышова, домохозяйка (Казань): Законы приходится нарушать на каждом шагу. Перешел улицу в неположенном месте – ты уже не в ладах с законом. Поставил машину не на стоянку – тоже административное правонарушение. А уж когда нужно выбить из государственных органов какую-то бумагу, то тут многие из нас обходят закон. Я, например, всегда ищу знакомых, чтобы получить нужный документ. Естественно, приходится “отблагодарить” за услугу. На этом принципе держится и бизнес. Многие предпочитают в предпринимательстве иметь дело с “проверенными” партнерами, с которыми можно договориться и обойти закон. Иначе при нашей налоговой системе без штанов останешься.